Кто они – творцы и художники Хабаровска? Как выглядят их мастерские, в каких необычных техниках они работают? Ответить на эти вопросы можно с помощью совместного проекта Гродековского музея и педагогического института ТОГУ «Худграф. Знак качества» (6+). Мы побывали в святая святых у трёх одарённых хабаровчан, чтобы рассказать вам об этом. Александр Горовой

Проект приурочен к Году наставника и педагога. Поэтому в течение 2023-го будут организованы творческие встречи, вечера памяти и экскурсии туда, куда раньше вход был открыт только участникам творческого сообщества. А иногда попросту не знаешь, куда идти и что спрашивать. А ведь наши художники открыты для диалога, готовы долго рассказывать о нюансах работы, показывать свои картины, которые к тому же можно приобрести.

Мы уже рассказывали про экскурсию в ПИ ТОГУ, после которой самые стойкие слушатели познакомились с выпускниками худграфа. Их творческие мастерские расположены на ул. Фрунзе, 65, а также на ул. Муравьева-Амурского, 13.

Гармония пятен

Один из немногих художников Хабаровска, который ставит себе живописные задачи – Александр Горовой. Он считает, не все могут этим похвастаться. Ведь творчество – физически тяжёлая работа, которую сложно поставить на поток. Продаётся в первую очередь не картина, а имя автора. Гибелью для живописи является узнаваемая манера. Потому картины Александра столь разны по настроению, тематике и технике создания. Пожалуй, всех трёх героев материала можно назвать экспериментаторами.

Александр Горовой занимается живописью с 2000 года. В 2012-м, когда стал членом союза художников России, у него появилась постоянная мастерская, в которой мы и находимся. Прежде, чем там оказаться, надо размять ноги и подняться на шестой этаж. Первое, что в помещении бросается в глаза – инструменты замерли в таком порядке, что их хочется сразу взять и начать творить.

В студенческие годы Александр был очень амбициозен и ставил высокую планку. Ходил в научную библиотеку и читал, например, про технику живописи Тициана. Искал в Хабаровске, но не находил нужные ему краски: «С каждым годом упрощаюсь, жизнь заставляет, и времени мало». Теперь художник старается сделать попроще, побыстрее и не потерять в качестве. Но, чтобы к этому прийти, надо было сначала всё-таки завысить ожидания. Об этом даже Лев Толстой писал, мол, ставь максимально высокие задачи, потому что жизнь всё снесёт. Художник прочувствовал это на себе.

Хабаровчанин работает в технике масляной и акриловой живописи, экспериментирует с рельефами и фактурами. Ориентиры в творчестве – советский, русский, европейский модернизм первой половины XX века. В 2018-2020 годах Александр Горовой активно использовал в своих работах воск, - он не позволяет картине меняться с течением времени, в отличие от скипидара и лака. Хорошая масляная живопись требует большого количества краски, а они дорогие. Поэтому изобретательный мужчина использует для первого слоя подкладки из акрила и декоративную штукатурку, а масляными красками работает в последнюю очередь.

Александр рассказал присутствующим о выборе холста, логике нанесения вещества, кистях для рисования, тонких отношениях текстур и что иногда можно упасть с лестницы и врезаться в картину, чтобы понять, как её закончить.

В день мастер работает по семь часов. А иногда вдохновение приходит неожиданно быстро. Одна из картин выполнена с помощью акрилового травертина. Дочь Александра нарисовала кота, которого художник перенёс на холст в голубых и серых тонах. Получился примитивизм с дизайнерским оттенком.

Сейчас мужчина работает с декоративной штукатуркой, незаконченные полотна показать отказался. Зато именно они, возможно, скоро станут украшением в домах покупателей.

Потому что уже есть хорошая тенденция – в прошлом году несколько картин Александра купила женщина, которая увидела их на выставке в галерее имени Федотова. По-моему, самый приятный итог творческих мук любого творца.

Сказочный реализм или сюрреализм?

Андрей Тен, которому в этом году исполнится 60 лет, окончил пединститут в 1986 году, а с 2000 года является членом союза художников России. Он – график и работает в области дизайна и сценографии. По его творческой мастерской можно сказать, что он занимается разноплановыми вещами. Здесь присутствуют и графические полотна, и объекты. Глаза разбегаются от переизбытка причудливых деталей.

Нам сразу показывают как офортный станок делает оттиск картины. Андрей Михайлович любит экспериментировать, поэтому рельефная основа под рисунок каждый раз новая – мешковина, шпаклёвка, кусок пластика.

Пожалуй, самой необычной техникой для нас оказалась «фэрри»-графика, когда используются акварель и пена от средства для мытья посуды. Или возьмём эксперименты с битумным лаком. Его наносят на мелованную бумагу, он высыхает, но если капнуть на него разбавителем, то лак «оживёт» и возникает много случайностей, которые так нравятся художнику.

Мастер показал нам свои студенческие работы, которые он приписывал к направлению сюрреализма, пока кто-то не сказал точнее – сказочный реализм. Отсюда вокруг нас представители кошачьих, маленькие человечки, куклы из «Фауста» (16+) и Арлекин в костюме кота. Некоторые фигурки даже разбираются на части. Кстати, такие же нетрадиционные экспонаты привлекают Андрея Тена на выставках коллег, которые непонятно как сделаны. Мы с удовольствием рассмотрели труды хабаровчанина, поражаясь его изобретательности и фантазии.

Гипс и эмаль

Анастасия Номар – молодая, одарённая ювелир и эмальер, которая с 2011 года стала членом союза художников России. Она не следует канонам и классическим техникам при создании эмалей и ювелирных украшений. У неё есть свои оригинальные методы, которые выделяют её среди коллег.

Девушка с большим уважением относится к своему учителю Владимиру Бабурову, которого не стало два года назад. 15 лет он обучал сначала ученицу, а затем свою жену Анастасию Номар всем премудростям профессии. А когда Владимира Филипповича не стало, то мастерская опустела, частично превратившись в музей выдающегося скульптора. Мы разглядываем уникальные вещи – бюсты и памятники Арсеньева, Сысоева, Шойгу, Муравьёва-Амурского, Невельского, Чехова и главной музы творца – Анастасии Номар.

Владимир Бабуров – первый на ДВ занимался с эмалями. Эмаль – не краска, она выглядит, как порошок, толчёное стекло, которое выкладывается на медь и обжигается в печи при температуре 850 градусов Цельсия. Это очень сложный технологический процесс, который может привести к разному результату. Здесь важно иметь творческую интуицию и смелость насыпать нужное количество эмали.

Отметим, что быть эмальером – дорогое удовольствие. Этим редко, кто занимается из-за стоимости материалов. Владимир Бабуров долгое время коллекционировал эмали, и они перешли к Анастасии с обнаружением у неё редкого таланта. Девушка создаёт не только картины, но и ювелирные украшения с использованием металла и костей животных, которые органично вписываются в композиционную задумку автора.

И это лишь малая часть одарённых художников Хабаровска. Следите за анонсами на сайте Гродековского музея, ходите на выставки местных авторов, знакомьтесь с ними и вдохновляйтесь!

Фото и видео автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен