Анастасия Номар знает, что ей повезло стать той, кем она и не мечтала быть в детстве – творцом и художником. Анастасия состоит в Союзе художников России, а в Хабаровске регулярно проходят выставки её работ. Например, картины из эмали украшали холл в театре «Триада». Они привлекли моё внимание, и, как оказалось, не зря.
В селе Рощино Приморского края не было даже кружка по рисованию, поэтому правильно держать в руках карандаши и вообще рукоделию Анастасию учила мама. Вылетела из родительского гнезда Настя в 17 лет. Она приехала в Хабаровск, чтобы поступить в ТОГУ на специальность «Технология художественной обработки материалов». На первых двух курсах одарённой студентке было мало изучать только теорию. Ей хотелось творить красоту, идеи переполняли её.
Пигмалион и Галатея
На третьем курсе судьба свела с художником Владимиром Филипповичем Бабуровым. Анастасия пришла к нему в мастерскую, села в то же самое кресло, где сидит сейчас во время интервью, и сказала, что готова стать его ученицей. В тот момент ему нужен был человек, с кем бы он мог поделиться своими знаниями, а Анастасии нужно было учиться. Желание и возможности совпали.

Анастасия Номар и Владимир Бабуров. Фото Валерия Майорова
Настя училась в институте до двух часов и ехала к своему учителю, где была та необходимая практика, которой ей не хватало. Владимир Филиппович сразу задал высокую планку и научил сложной технике – крупная пластика в ювелирных технологиях. Дипломную работу «Оклад фотоальбома» они тоже делали вместе.
Анастасия во всём, что есть у неё в жизни, благодарна своему мужу и учителю Владимиру Бабурову. Если бы не он, который к 60-ти годам накопил творческий опыт, то Анастасии потребовалась бы целая жизнь, чтобы стать мастером ювелирного искусства. Учитель сберёг знания и в готовом виде поделился ими с Анастасией Номар.

Анастасия и её кот Пуняша
Этот творческий союз напоминает другую пару художников Фернана и Надю Леже, которые взаимообогащали друг друга и состоялись как деятели искусства независимо друг от друга, и в то же время вместе.
«Самое высокое благо – прожить жизнь творцом. Это счастье, когда ты можешь свою личность запечатлеть посредством искусства».
Владимир Бабуров обучил Настю ювелирному делу настолько быстро и точно, что уже на пятом курсе она участвовала со своими работами в региональной художественной выставке. Мастерство и одарённость молодого автора были не просто очевидны, но и признаны.
Благодаря своей творческой активности и трудолюбию она вступила в Союз художников России по секции декоративно-прикладного искусства. После окончания института Анастасия Номар регулярно участвует в городских, краевых и всероссийских выставках. В 2017 году состоялась первая персональная выставка в Дальневосточном художественном музее. Это ли не счастье? Но оно ещё впереди.
Из ювелиров в эмальеры
Ювелиры чаще всего становятся эмальерами. Это профессия связана с металлом и огнём. Анастасия до этого разнообразила своё творчество, пробуя работать с деревом, костью, зубами, рогами, перламутром и многими другими материалами, а затем пришло время для эмалей.
Коллекцию разноцветных баночек с материалами собрал Владимир Бабуров, какие-то выменивал у эмальеров, что-то покупал. В его эмалевых работах обычно присутствует фигура человека и глубокий философский подтекст. Анастасия впитывала всё в себя, как губка, и вскоре поняла, что готова.
Она говорила Владимиру Филипповичу: «Сразу открывай секреты!». Оказалось, что секрет всего один – смелость. Сыпь, не жалея, эмали, обжигай и не бойся испортить. Анастасия вошла во вкус и поначалу делала по четыре картины в день. Сыпала, сколько душе угодно!
Начинающий эмальер ничего не испортила, а наоборот, превзошла саму себя. Анастасия считает, что самые красивые работы получились, как она их сама называет, из «неполучаек». Когда думаешь, что не выходит, сверху наносишь ещё эмаль и делаешь совсем другую работу. Из-под низу появляются новые эффекты, когда разные эмали смешиваются при обжиге. И вот она магия!
Эмаль дело трудоёмкое и у некоторых авторов этот процесс может занимать до двух месяцев на одну работу! А Насти есть талант, ей сразу стало везти с правильными наставлениями, которые ей давал Владимир Филиппович.
За два года Анастасия сделала больше ста работ, что для художников является непостижимым числом. Эмаль – трудный и дорогой материал для творчества. А чем больше обжигов ты делаешь, тем сильнее выгорает цвет и становится блёклым. Главное, вовремя остановиться и понять, что хватит. Это чувство у Насти врождённое, на уровне интуиции.
Анастасия приглашает меня в мастерскую, где показывает вещи и материалы, с помощью которых создаёт свои маленькие шедевры. А маленькие они из-за размера печи, где делается обжиг картин.
Больше всего мне понравилась работа «Перцы», поэтому Анастасия рассказала, как сделала именно её. Для начала медная пластина режется под размер печи. Лист меди обезжиривается и готовится к обжигу при 850 градусов Цельсия. Эмаль толкут ступкой,просеивают через крупное или мелкое сито. Создаётся прозрачный фон, на который сверху ложится синий.

Анастасия не в первых раз «рисует» перцы с помощью эмали
Главное, что после каждого покрытия не забывать обжигать эмаль в печи. Далее вырезаются трафареты красного цвета из картона в виде перцев. Потом берём эти трафареты и присыпаем через них при помощи мелкого сита красную эмаль поверх синего фона. Не забываем про обжиг в печи. И последние штрихи связаны с прозрачным цветом бокалов, которые наносятся так же через другой трафарет. Для этой работы потребовалось пять-шесть обжигов. После чего эмаль оформили в раму.
У Анастасии Номар состоялась персональная выставка эмалей в галерее имени Федотова. Кстати, с этой выставки три эмали приобрёл Дальневосточный художественный музей.
Реверанс Малевичу
Одна из эмалей Анастасии прошла отбор для всероссийской выставки в Москве и вошла в каталог с лучшими работами. Полиптих «Женщина-время. Эпоха Малевича» состоит из шести эмалей, связанных общим замыслом, точнее они посвящены художнику-авангардисту Казимиру Малевичу. Анастасия восхищается его творчеством, поэтому выразила своё очарование по-особому.

Полиптих «Женщина-время. Эпоха Малевича» участвовал в московской выставке
Надо было изловчиться, чтобы получить чисто красный или чисто белый цвет в эмалях. Именно для этой работы художница делала эскизы на бумаге, а потом воплощала замысел в материале. Кстати, интересно, что фигуры женщин «наряжены» в авторские украшения Анастасии.
Говоря снова о том, что ювелир и эмальер — похожие профессии, мы беседуем о вдохновении и творчестве.
– Вдохновение – это конфликт между эмоциями и разумом. И чтобы этот конфликт побороть, нужно выплеснуть внутреннее напряжение в свои работы. А искусство – это восполнение недостающего. Делая ювелирные изделия и картины, я обретаю гармонию. Правда, только на три минуты, – шутит Анастасия, – а потом снова приступаю к работе.
Все картины художница создаёт с целью сбросить внутреннее беспокойство, которое даже порой не даёт ей уснуть. А чтобы реализовать свои идеи до конца, нужно мужество. Анастасия говорит, что только 10% задумок из ста она воплощает в жизнь. Жаль, что люди могут судить о художнике только по этим 10-ти процентам готовых работ, а ведь сколько идей ещё остаётся в запасе…
Замысел работы созревает в процессе. Можно заложить в картину одно, а на выходе получить совсем другое, иногда даже то, в чём боялся себе признаться. Искусство, уверена Анастасия, раскрывает автора со всех сторон.
Создавая картины из эмали, моя собеседница не ставила перед собой сверхзадач. Современный человек перегружен информацией, а картины Анастасии настраивают человека на позитив своей эстетикой. Самое удивительное, что простые формы натюрморта находят своего зрителя. Чувства у художницы и созидателей совпадают. Это ли не счастье?
Фото автора