Вопрос развития образования всегда был предметом особенного внимания хабаровских властей. Долгое время после основания Хабаровки выстроить здесь, в отдаленном от столицы населённом пункте, полноценную систему среднего и высшего обучения просто не получалось. Тем не менее, именно наш город стал одним из первых на Дальнем Востоке, где своё развитие получило женское образование. 

Алексеевская гимназия

2-я городская женская прогимназия, названная в честь великого князя Алексея Александровича «Алексеевской», была основана в нашем городе в 1889 году. Первоначально она размещалась в двухэтажном каменном здании по ул. Хабаровской (ныне – ул. Дзержинского).

Впоследствии прогимназии предстояло стать гимназией и открыть новое отделение – интернат, ввиду увеличения числа поступающих. В 1910 году городские власти выделили для строительства нового здания участок земли. Он был расположен рядом с прежним помещением прогимназии.

Первоначально здание интерната состояло из первого этажа. В 1913 году к нему пристроили деревянное крыло. В 1915–1917 годах, по проекту архитектора Левтеева надстроили второй этаж и выполнили декор фасада. При входе в здание обучающихся и гостей отныне встречала надпись «Городская женская гiмназiя». К 1913 году здесь обучалось одновременно 429 воспитанниц.

Обучение девушек было платным и достигало около 440 рублей в год. Исключение составляли дочери людей, сделавших много важного для города и сироты офицеров. 

г. Хабаровск. Женская гимназия. Источник: foto-history.livejournal.com

«Просвещенья дух»

Необходимо отметить, что процесс обучения девушек в «Алексеевской» гимназии был довольно длительным, - в течение пяти лет из них готовили хороших мам, домохозяек, примерных жён и квалифицированных педагогов.

Так, например, в перечень преподаваемых предметов, согласно учебной программе, предложенной учительницей гимназии Натальей Елезаровной Чернявской, помимо прочих дисциплин входили: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, чистописание и рукоделие, иностранные языки.

Закон Божий изучался на протяжении всего обучения. В первый год они должны были освоить общее понимание крестного знамени и молитвы, выучить 12 молитв «без объяснения». На втором году воспитанницам разъяснялась суть изученных ими ранее молитв, а также изучались новые тексты. Третий год предусматривал изучение Ветхого Завета, а четвёртый – Нового Завета. На пятом году воспитанницам преподавали информацию, посвящённую богослужениям в православном храме и краткие поучения из истории православной церкви.

«Перед вами громада – русский язык!»

Изучение русского языка предусматривало начать процесс образования с «обучения чтению и письму и заучивания мелких стихотворений, со слов учителя в классе.» Второй год учёбы, помимо всего указанного выше, сопровождался анализом «лёгких статеек».

Во 2-м классе (на третьем году обучения) программа изучения русского языка существенно расширялась. С этого момента в процесс обучения включались новые методы: чтение на старославянском языке, пересказ, изучение составных частей и значения слов, анализ слогов, букв и звуков. Отныне воспитанницы должны были уметь отличать одушевленный предмет от неодушевленного, знать действия предметов, свободно разбираться в окончаниях, ударениях и корнях.

На четвёртом году воспитанницы учились складывать слова в речь. Они осваивали части предложений, постигали значения существительного, прилагательного и глагола.

Пятый же год посвящался освоению числительных и местоимений, наречий и предлогов, союзов и междометий. На этом этапе, помимо прочих методов, в системе обучения допускалось написание сочинений.

Гимназистки 6 класса у стен женской гимназии. 1913 год. Источник: foto-history.livejournal.com

«Математика – царица наук»

Одним из самых трудных предметов стала арифметика. В ходе первого года нахождения в гимназии у воспитанниц формировалось знание счёта до 100 и решались задачи со счётом до 20-ти. Второй год сопровождался счётом до 1000 и решением задач со счётом до 50-ти. На третьем году обучения решали устные задачи с цифрами до 100 и учились совершать такие арифметические действия как сложение, вычитание, умножение и деление.

Четвёртый год был посвящён особенностям торгового и аптекарского веса, мерам жидкости, сыпучих тел, бумаги, монетам, мерам времени, поверхностей и объёмов, дробям. В программу включались также задачи на вычисление значений времени.

Пятый год обучения был посвящён закреплению всего ранее пройденного материала.

«Мост между природой и обществом»

Изучение географии начиналось на четвёртом году обучения и сопровождалась внушительным объёмом знаний, который надлежало усвоить ученицам. Можно с полной уверенностью утверждать, что объёму этих знаний могли бы позавидовать многие современные школьники.

В течение двух лет воспитанницы должны были освоить общие сведения о географии и устройстве земли, получить навыки работы с глобусом и картой. В программу обучения включались вопросы о космосе и планетах, сведения о реках, озёрах, морях и океанах, равнинах, горах и долинах на Земле. Хабаровским гимназисткам предлагалось исследовать свойства морской воды, приобрести знания о климате, ветрах и воздухе.

Помимо этого, в курс географии включали и материалы по биологии, религиоведению, политической географии. Так, на занятиях девушкам рассказывали о растениях и животных, расах и религиях, существующих на нашей планете, географическом и политическом устройстве Российской империи. Особое внимание уделялось анализу устройства таких стран запада и востока, как: Германская, Австро-Венгерская, «Турецкая» и Китайская империи, Французская Республика, Британское, Нидерландское, Бельгийское, Датское, Испанское, Португальское, Итальянское королевства, Соединенное королевство Швеции и Норвегии, королевства Румыния, Сербия, Греция, а также княжеству Черногория и Болгария, Персидскому государству.

«История – наука будущего»

Курс исторических наук в гимназии был представлен Отечественной историей, изучать который начинали с четвёртого года обучения. Тематически он включал в себя разделы от жизни и быта восточнославянских племён до времени правления императора Александра III. Освоим его, воспитанницы должны были знать личности великих князей, российских царей и императоров, а также их политику.

При этом, стоит отметить, что в курсе истории отсутствовали темы по изучению истории Дальнего Востока России. А при изучении основной уклон делался на исследование вопросов развития европейской части Российской империи.

Таким образом, хабаровские воспитанницы – гимназистки изучали достаточно глубокие знания, даже по критериям современной школьной программы. Они были востребованы в обществе, о чём нам говорит стабильный рост числа воспитанниц Алексеевского училища – гимназии: с 145 воспитанниц в 1901 году до 412 – в 1919 году. Однако, к сожалению, для основной части хабаровчанок, к которым относятся и дети бедноты, получение качественного образования оставалось недоступным. Решить эту проблему смогла только Советская власть.

В работе были использованы данные фондов Государственного архива Хабаровского края


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен