Без оркестра Штаба Восточного военного округа представить международный фестиваль военных оркестров «Амурские волны» просто невозможно. За десять лет существования этого грандиозного музыкального праздника, он радует хабаровчан своим виртуозным дефиле и исполнительским мастерством, при это каждый раз стараясь чем-то удивить горожан и гостей краевой столицы. В этот раз выступать оркестр будет вместе с ротой почетного караула. Обещают фееричное зрелище. О том, чем военный оркестр отличается от любого другого, где готовят военных дирижеров, в чем особенности этой профессии - мы поговорили с дирижером сводного оркестра штаба ВВО, дипломантом всероссийского конкурса военных дирижеров МО РФ, участником юбилейного фестиваля военных оркестров «Амурские волны» (0+) Владеленом Бабичевым. военный дирижер

Имя этого талантливого молодого дирижера впервые громко прозвучало на всероссийском смотре-конкурсе военных дирижеров, который осень прошлого года проходил в Москве. Участие в нем принимали лучшие представители профессии со всех военных округов и флотов страны. Владелен вошел в пятерку лучших, достойно представив на конкурсе Дальний Восток. Путь до признания был непрост. Восьмой ребенок в семье некогда военного музыканта, Бабичев пошел по стопам своего отца, окончив военное музыкальное училище, продолжив затем образование в Военном институте военных дирижеров.

- Отец всегда мечтал, что кто-то из сыновей пойдет по его стопам. Я оказался единственным, кто проявил интерес к музыке. Мне было лет десять, когда отец вдруг сказал: «Сынок – ты будешь военным дирижером». Я долгое время не воспринимал его слова серьезно. Но потом, в 15 лет, все-таки поступил в военно-музыкальное училище в Москве, - рассказывает Владелен.

Четыре года учебы там, честно признается офицер, давались ему нелегко. Контроль за подростками был жесткий, дисциплина, что говорится, армейская. С другой стороны, училище подарило молодому парню много новых возможностей.

- Мы давали такое количество концертов за один год, что это даже сложно представить! Потом нас, как суворовцев, пускали в Большой театр, и на другие лучшие концертные площадки Москвы на самые громкие концерты. И это, конечно, огромный плюс и серьезная школа для начинающего музыканта, - вспоминает эти годы военный дирижер.

Учеба в институте давалась проще. Контроль со стороны педагогов был не таким жестким как в училище, да и сами курсанты к выбранному пути относились уже более осмысленно. Владелен не только увлеченно постигал тонкости искусства военного дирижирования, но и с упоением совершенствовал мастерство трубача.

- Я влюбился в этот инструмент в школе, когда мне было лет 12. Больше всего мне тогда хотелось совершенствовать исполнительское мастерство. Именно технику. Когда начал учиться в университете, началось осмысление, а что я, собственно, играю. Мой педагог требовал, чтобы я сам представлял, создавал и доносил образ людям. Это было очень сложно! Вообще, среди трубачей, это сугубо мое личное мнение, не очень распространено думать об образе. Потому что много технических сложностей, и люди думают не столько о том, что они играют, сколько о том, как они это делают. Им кажется, что если все ноты сыграли правильно, то уже молодцы. И я учился мысленно отодвигать технические возможности на второй план, а на первый выводить образ. Как любил повторять мой педагог: «Я не учу трубачей, я учу музыкантов». И я ему очень благодарен сейчас, хотя тогда не всегда его понимал. Сейчас я до музыкантов всегда стремлюсь доносить, что как бы они хорошо не играли технически, важно, чтобы мы мыслили в одном направлении. Говоря откровенно, когда я поступил на дирижерское отделение, то не очень понимал, в чем суть этой профессии. Тогда я, наверное, был в большей степени инструменталист. Теперь я вообще не жалею, что стал военным дирижером. Для меня сегодняшнего только играть на инструменте, хотя я до сих пор очень это люблю, уже мало. Когда ты стоишь у дирижерского пульта, то получаешь совершенно иные эмоции, - делится своими чувствами офицер.

Всероссийский конкурс военных дирижеров стал для старшего лейтенанта очередным вызовом себе. Участвовать в нем он захотел сам, о чем сообщил начальнику военно-оркестровой службы ВВО Вадиму Пахомову.

- Вадим Александрович мою инициативу поддержал. И отправил меня на конкурс, - улыбается Бабичев.

Надо отметить, что это был первый после долгого перерыва и второй в истории современной российской армии профессиональный конкурс такого уровня среди военных дирижеров. Впервые он проводился в 90-х годах прошлого века. Жюри было многочисленным и титулованным. В его состав вошел также первый победитель этого музыкального состязания. Самым ярким впечатлением от события для молодого профессионала стала работа с Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ.

Фото: Ольга Цыкарева

— Это лучший военный оркестр в стране! И для молодого дирижера подойти к нему большая удача. Я волновался так, как будто никогда не подходил к оркестру, - смеется Владелен. – К счастью, не я один. Все конкурсанты чувствовали себя школьниками. Поэтому мы все были на равных условиях. Такая возможность был как глоток другого воздуха. Я понял, по какому пути мне нужно идти в своей работе. Свои слабые и сильные стороны. После этого конкурсного этапа я еще раз дирижировал оркестром на концерте, посвященном 100-летию оркестровой службы Министерства обороны России. Нас отобрали троих. И опять было волнение, но уже не такое. Здорово было ощущать себя дирижером такого оркестра.

Сейчас у Бабичева очередной экзамен. Специально для юбилейного фестиваля «Амурские волны» Владелен составил партитуру, которая, надеется он, придется по душе взыскательной публике.

- Не буду раскрывать интригу. Скажу лишь, что это всем известная классическая музыка, но прозвучит она несколько иначе. И, конечно, дефиле, - приоткрыл завесу тайны военный дирижер.

Конкурсные выступления, равно как и такие музыкальные праздники, как «Амурские волны», жизненно необходимы не только публике, но и самим военным оркестрам, считает Бабичев.

- Для дирижера фестиваль - тоже огромный опыт и праздник. Приезжают другие оркестры, коллеги. Мы общаемся, обмениваемся опытом, смотрим друг на друга. У нас, военных дирижеров, есть академическое образование. И, конечно, фестивальные площадки дают возможность показать себя с этой стороны, - рассуждает офицер. - Ведь основная задача военного оркестра — это плац. Наш приоритет, военных музыкантов, это ритуалы - парад, присяга, вечерние проверки. Знаете, где видна рука военного дирижера? – Программа, которую исполняет оркестр, его звучание и, в том числе, строевые приемы, дефиле. Но будет очень скудно, если люди с нашим образованием будут дирижировать только маршами. Хочется показать, что военный оркестр может все! Как говорил основатель фестиваля, имя которого он сейчас носит, Валерий Халилов: «Хороший оркестр – это хороший дирижер». Мы несем людям радость, настроение. Наша задача – удивлять. И дефиле часть этого удивления. Ведь другие оркестры этого не делают. Это наша особенность. Приходите на фестиваль. Удивляйтесь. Мы вас очень ждем. военный дирижер

Екатерина Дроздова Фото ХМТ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен