Коронавирус – болезнь этого года, которая перекраивает жизнь людей по-новому на долгие годы вперёд. Поэтому бизнесменам важно подстраховаться от проверок госинспекций и недовольных сотрудников уже сейчас. В центре оказания услуг «Мой бизнес» и комитете по труду и занятости, который представляет заместитель председателя Наталья Мартыненко, рассказали, как действовать работодателю и сотруднику в сфере труда, о том, что нужно сделать, чтобы не нарушить действующее законодательство. удаленная работа в связи с коронавирусом

Готовь сани и документы с лета

Во время пандемии основные мероприятия, которые должны проводить и начальники, и подчиненные, касаются профилактики. Независимо от численности сотрудников надо проводить дезинфекцию рабочего места, соблюдать дистанцию и носить маску. По Трудовому кодексу все эти условия должен обеспечивать работодатель. Ведь главная задача – минимизировать риски возникновения заболевания среди работников.

На портале комитета по труду и занятости населения правительства края www.sz27.ru размещены памятки для работодателей и работников.

– В первую очередь, я бы рекомендовала принять локальный нормативный правовой акт, касающийся профилактических мероприятий на рабочих местах. В нём определить ответственных работников. Чтобы они следили за проветриванием помещения, ношением масок и так далее, – сказала Наталья Мартыненко.

Ещё нужно поговорить с каждым сотрудником и разъяснить эти профилактические меры, исходя из особенностей фирмы. Результат должен быть такой – каждый работник чётко понимает, какой режим работы и отдыха установлен на предприятии, что надо делать в качестве профилактики на рабочем месте.

Также специалист отмечает, что работодатель обязан выдать дезинфицирующие средства и маску согласно нормам СанПиНа. «Сейчас ведётся работа, чтобы предприниматель мог вернуть потраченные деньги через фонд соцстрахования», – добавила специалист.

После этого надо составить список сотрудников, которые могут уйти на дистанционную работу. Это та же форма работы, как и всегда, но контакт поддерживается через Интернет-ресурсы. Для этого устной договоренности будет мало. Надо заключить дополнительное соглашение о переходе на новые условия работы. Если это, к примеру, офисный кабинет, то формулировка заменяется на фактический адрес квартиры, откуда сотрудник будет работать. И при этом руководитель компании обязан обеспечить сотрудника техническими средствами на дому.

«Это хорошая форма работы тем, что не требуется уведомлять работника за два месяца. Переход на дистанционную работу можно сделать незамедлительно», – говорит специалист.

– Многие работодатели боятся, что работники будут заниматься не работой, а домашними делами. Здесь рекомендация только одна – устанавливаете режим работы и время, когда должен быть предоставлен отчёт или документ, – продолжает Наталья.

После составления списка и заключения допсоглашений необходимо издать приказ по организации о переходе на дистанционную работу отдела или отдельных сотрудников. После этих действий риски любого конфликта со стороны работников и госинспекций будут минимизированы, ведь у обеих сторон на руках будут соответствующие документы. удаленная работа в связи с коронавирусом

А если…

Предприниматели находятся в сложной экономической ситуации. Но при этом надо успевать следить за тем, чтобы работники с респираторными заболеваниями не приходили на работу. А также пропагандировать, чтобы все отнеслись серьёзно к своему и чужому здоровью.

Существует две статьи в Трудовом кодексе о переходе на дистанционную работу. Либо в рамках ст. 74, где в связи с организационными мероприятиями предприниматель может заключить уже вышеупомянутое дополнительное соглашение и перейти на дистанционную форму работы. Либо ст.72.2, где говорится про временный переход на другую работу. Эта статья применима только в случае ЧС и может действовать только в течение шести месяцев. «Если в стране введут режим ЧС, то можно воспользоваться и этой статьей», – заключает Наталья Мартыненко.

А что делать, если работодатель отказывает во временной работе на дому? Это может быть связано с тем, что руководитель считает, что работник не сможет выполнять свой объём работы, находясь дома. Здесь право остаётся за работодателем.

Наталья Мартыненко также дала небольшой комментарий по поводу обращения президента, а точнее о том, что в стране объявлена нерабочая неделя. Она сказала, что работодатель вправе самостоятельно определять кадровую политику, функционал предприятия и организацию работы. А если смотреть на обращение президента с точки зрения Трудового кодекса, то в документе нет определения «нерабочие дни». Есть выходные дни и нерабочие праздничные дни. Поэтому этот режим нерабочей недели соблюдается там, где это возможно.

Один из важных моментов, который беспокоит сотрудников, а повлияет ли работа на дому на заработную плату? Если у работника не меняется функционал, изменяется только место работы, то это не должно влиять на заработную плату. Если снижены объёмы работы или сокращены часы работы, то тут уже дополнительным соглашением оговаривается новая заработная плата. От себя специалист посоветовала не ориентироваться на рабочие часы, а на срок выполнения работы. Ведь не особо важно, когда сотрудник будет готовить документ, если работа сдана в срок.

Отдельный вопрос касается продвинутых предпринимателей, у которых есть электронная подпись, они могут заключать трудовой договор или допсоглашение на расстоянии. Главное, чтобы договор был заключен в письменной форме. Специалист напомнила, что сокращение сотрудников не выход из сложного положения на предприятии из-за отсутствия выручки. удаленная работа в связи с коронавирусом

– При сокращении численности штата не забывайте, что надо за два месяца об этом работника уведомить. Если первого апреля предупредить о сокращении, то только первого июня оно должно произойти. А потом после сокращения за работником ещё будет сохраняться средняя заработная плата, – сказала Наталья.

Для тех работников, у кого есть маленькие дети, но их не с кем оставить, Наталья Мартыненко напомнила, что больничный на этот срок взять нельзя, если ребёнок не болеет. Вопрос о временном нахождении дома решается напрямую с работодателем. Один из выходов – гибкий график работы. В сложившейся ситуации пандемии специалист призвала предпринимателей подойти к ситуации с точки зрения совместного выхода из кризиса со своими работниками.

Фото: pixabay.com

  • Всё, что есть о коронавирусе на нашем сайте, читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен