Какой сегодня день: День украшения ёлки
День украшения елки
Установка ели в канун Рождества пришла в Россию из северной Германии. Древние славяне, самым почитаемым деревом у которых была береза, использовали хвойные ветви при проведении похоронных обрядов. Новые традиции появились в эпоху Петра I. До прихода христианства Новый год праздновали 21 марта, после крещения Руси — 1 марта.
Царь остался в истории как реформатор, который ввел в обиход юлианский календарь. При Петре Алексеевиче начало нового годового цикла стали отмечать 31 декабря. Накануне нового 1699 года им был издан указ об украшении к празднику хором бояр и других зданий ветвями сосны, ели и можжевельника.
Петр I познакомился с традициями установки рождественских елок в Саксонии в 1697-1698 годах в Европе во время путешествия, известного как «Великое посольство». Жители поселений, расположенных вдоль Рейна, водружали на верхушку елей звезду в память о Вифлеемской ночи, украшали ветви яблоками и сладостями. Исторические источники, датируемые началом XVII века, содержат сведения о традиции провинции Эльзас декорировать хвойные деревья к Рождеству фруктами и бумажными розами. Со временем эта традиция распространилась на другие страны.
Древние германцы проводили этот ритуал для получения в новом году хорошего урожая и защиты дома от злых духов. После распространения христианства благодаря церковному реформатору Мартину Лютеру ели стали украшать в Сочельник в ознаменование прихода Рождества.
Спустя столетия в 1935 году традиция установки елок в честь Нового года появилась в СССР, точнее — возникла вновь после того, как исчезла в 1922 году. Празднование Рождества, пережиток буржуазного прошлого страны, находилось в Советском Союзе под запретом, что являлась частью проводимых антирелигиозных кампаний.
Однако в 1935 году по инициативе кандидата в члены Политбюро Павла Постышева было решено начать устанавливать ели к Новому году и устраивать праздник для детей. На торжественные мероприятия стал приходить Дед Мороз. В Москве и Ленинграде в числе первых городов были открыты елочные базары, лесные красавицы появились в школах, дворцах пионеров и домах культуры. Чуть позже в церквях после службы 24 декабря священникам с паствой разрешили отмечать Рождество. В 1937 году Дед Мороз впервые приветствовал юных гостей и поздравлял с Новым годом в Георгиевском зале Дома Союзов. Макушку елки украшала не Вифлеемская, а красная пятиконечная звезда — символ Страны Советов.
Сценарий для детского праздника в Кремле много лет писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. В начале 1950-х ими был придуман новый новогодний персонаж — Снегурочка.
В годы хрущевской оттепели в Кремле у пушистой лесной красавицы устраивали праздник не только для детей, но и для взрослых. Ель украшали игрушками и электрическими гирляндами, гости получали в память о торжестве сладкие подарки. С 1976 г. главной елью страны стало дерево, ежегодно устанавливаемое в Кремлевском Дворце съездов. Каждый советский школьник мечтал приехать в Москву на новогодний праздник.
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Суворова (1790 год)
Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787 — 1791 годов имело взятие Измаила — цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга её защищал Дунай. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 метров и глубиной от 6 до 10 метров, в некоторых местах рва стояла вода глубиной до 2 метров. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тысяч человек и 265 орудий.
В ноябре 1790 года русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. Тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин поручил взятие неприступной крепости Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму.
Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечёт вверх, чем сдастся Измаил».
(11) 22 декабря 1790 года русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага русских солдат и офицеров решили исход боя, продолжавшегося 9 часов, — турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен.
Потери русских войск убитыми и ранеными поначалу были оценены в четыре с половиной тысячи человек. По другим данным, только погибших оказалось четыре тысячи, и еще шесть тысяч получили ранения.
Примечательно, что Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей.
Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией, которая завершилась Ясским миром в 1792, закрепившим за Россией Крым и северное Причерноморье от Кубани до Днестра.
Российская императрица Екатерина II повелела выбить медаль в честь Александра Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» — для награждения за подвиги, совершенные при штурме города. Взятию Измаила посвящен гимн «Гром победы, раздавайся!» (музыка — Осип Козловский, слова — Гавриил Державин).
Сочельник у западных христиан
Название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» — это особая зерновая каша, обычно с медом и фруктами. Традиционно вкушать «сочиво» положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Христа. Хотя уставом эта традиция не предписана.
Сегодня Сочельник во многих западных странах, как и Рождество, — это семейный праздник. Даже те, кто не посещает церковь, собираются вечером за столом всей семьей.
Повсеместно распространен и обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придет в дом в Рождество, то будет принят, как брат. Этот обычай — знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей.
Напомним, что Русская Православная церковь отмечает Рождественский сочельник 6 января.
День путешествий по витринам
Декорации витрин разнообразны: от классических новогодних мотивов до необычных тематических историй. Магазины соревнуются в том, кто создаст наиболее креативные и впечатляющие витрины, способные увлечь прохожих в мир волшебства и праздничного настроения.
Идея использовать манекены, акции, скидки и подарки покупателям принадлежит британцу американского происхождения Гарри Гордону Селфриджу. Этот гений маркетинга конца XIX — начала XX вв не только придумал выставлять товары за стеклом и красиво оформлять витрины, но и создал «кодекс чести» розничного торговца. Так, Селфриджу принадлежит авторство фразы «Клиент всегда прав», а также маркетинговые уловки из серии «До Рождества осталось всего 10 дней».
День варежки, или День рукавицы
Считается, что русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, эта одежда была заимствована у варяг. А слово «рукавица» образовано от «рука» и «вить», что значит «обвивать», то есть защищать кисть.
Согласно археологическим данным, варежки уже существовали в первом тысячелетии нашей эры, в частности — на территории скандинавских стран. Причем уже тогда они не просто защищали от холода, но и отличались определенным орнаментом и цветом. На Руси варежки под названием «рукавицы» впервые официально упоминаются в Смоленской грамоте 1229 года. Хотя, скорее всего, существовали и раньше. Ведь сложно представить крестьянский быт зимой без такого аксессуара. Варежки носили на Руси все — от мала до велика, и мужчины, и женщины. Конечно, женские были более нарядные и изящные, а мужские — более практичные.
Кстати, использовали несколько пар рукавиц: сначала надевали вязаные (исподочки), затем меховые (мохнатки). Если работали, то сверху надевали холщовые, кожаные или из конского волоса. Этот предмет одежды на Руси называли по-разному: вареги, варежки, варьги, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Все зависело от того, из чего их изготовили — шерсть, мех, нитки, кожа и т.д.
Причем варежки носили не только для тепла, они подчеркивали и социальный статус хозяина. Конечно, для работы использовали практичные рукавицы, а вот по праздникам носили красивые варежки с узорами и вышивкой. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Традиционные узоры и орнаменты также имели особое значение. Русские люди верили в их силу, считая, что они принесут в дом достаток и благополучие, защитят от злых сил, помогут в добром деле.
Сегодня варежки также не теряют своей популярности и актуальности, согревая руки во время лепки снеговика, игры в снежки и просто прогулки. Существуют даже специальные рукавицы для военных, где помимо отделения для большого пальца, есть отделение для указательного пальца (чтобы было возможно нажимать спусковой крючок, не снимая варежек). Это не только практичная вещь в гардеробе, но и забота родных рук, когда варежки связаны родным человеком. Такие варежки особенно неповторимы и ценны, ведь в них вложена частичка души и любовь.
Источник: calend.ru, dzen.ru, kakoj-segodnja-prazdnik.com
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен