Пик пандемии ещё не достигнут, самоизоляция продлена до первого июня, а это значит, что людям старше 65 лет ещё пригодится помощь волонтёров на протяжении месяца. Если вы думали, что волонтёры – это только студенты, которые просто развозят продукты и лекарства по квартирам, то вы ошибаетесь. На деле всё иначе и гораздо серьёзней. О работе добровольцев в краевом волонтёрском центре рассказал его руководитель Никита Яровенко. мы вместе

Тренировка при наводнении

В первые дни самоизоляции в краевой волонтёрский центр стали поступать просьбы о помощи пожилым людям. Поначалу работники штаба справлялись своими силами. Но потом, когда заявок стало больше, то тут развернули полноценный штаб с «горячей линией» и волонтёрами. Центр присоединился к всероссийской акции «Мы вместе», когда волонтёры помогают самоизолированным людям старше 65 лет.

Стать волонтёром или оставить заявку можно по телефонам: 32-30-70 и 35-83-88. Звонки принимаются с восьми утра до восьми вечера.

По краю в каждом муниципальном районе и в городских округах созданы штабы волонтёров. По словам Никиты Яровенко, всего насчитывается около 700 добровольцев, которые задействованы в акции «Мы вместе». Сейчас к ней подключились волонтёрские движения города, политические партии и гражданские активисты.

Никита Яровенко сказал, что в 2013 году о таком массовом волонтёрстве в Хабаровске не знали. А ведь тогда город боролся с масштабным бедствием – наводнением. Люди самостоятельно шли помогать.

– Первая группа укрепляла дамбу в районе Затона, вторая группа укрепляла ограждение на набережной. Тогда откликнулась большая группа людей, которые не знали ничего об общественной деятельности, для них это было что-то незнакомое и непонятное. Они не воспринимали себя волонтёрами и добровольцами. Тогда об этом не говорили как о системном явлении. А сейчас добровольчество в тренде, – говорит Никита. мы вместе

Никита Яровенко, руководитель штаба

Обучитесь и приступайте

Волонтёрами могут стать люди от 18 до 65 лет. В их обязанности входит три вида услуг: покупка продуктов, оплата квитанций по ЖКХ и поход в аптеку. Никита говорит о том, что в городе он лично знает 65 человек постоянных волонтёров. И как ни странно, но это не студенты и школьники, а состоятельные взрослые люди, предприниматели и автолюбители. Руководитель центра сравнил их поступки с самоотдачей уровня национального бедствия.

К волонтёрам предъявляют всего два требования. Первое – быть старше 18 лет. Но в отдельных случаях привлечение несовершеннолетних людей возможно. Они не разводят продукты, но могут работать на «горячей линии» или в самом штабе. При этом подростки обязательно приносят согласия родителей на эту деятельность. Второе требование – пройти образовательные курсы и инструктаж.

По словам Никиты Яровенко, серьёзность повода говорит о том, что волонтёр должен быть компетентен. Каждый проходит курс «Добро.Университет», созданный ассоциацией волонтёрских центров. В нем описываются главные особенности ситуации, в которой приходится работать, основные понятия и какие последствия будут, если нарушить правила помощи.

На часовом инструктаже рассказывают о мерах безопасности, о действиях волонтёра, об алгоритме оказания помощи. По результатам инструктажа заполняется необходимый набор документов. Центр заключает с добровольцем договор, потом заполняются журналы вводных инструктажей, журналы по выдаче средств индивидуальной защиты и журнал аккредитации. Каждому волонтёру присваивается индивидуальный номер.

– Пожилые люди щепетильно относятся к вопросам собственной безопасности. Чтобы мы могли подтвердить личность человека, который выходит на помощь, мы заключаем юридические взаимоотношения и можем подтвердить их, – добавил Никита.

Так о своей помощи рассказал один из волонтёров 43-летний Дмитрий, предприниматель и отец четверых детей:

– Согласно постановлению губернатора Хабаровского края, лицам старше 65 лет предписано соблюдать режим самоизоляции. Поэтому сейчас мы оказываем адресную помощь тем, кто наиболее в ней нуждается. Часто, когда приезжаешь на заявки, то видишь, что люди реально нуждаются и говорят «спасибо» от души. Это вдохновляет, конечно. Я вижу, что мы делаем это не просто так.

Формирование заявки

Если говорить о работе краевого волонтёрского центра, то она начинается с колл-центра. Его задача – принять обращение граждан. Если это не помощь по вышеназванным трём услугам, то оператор перенаправляет человека.

Если же хабаровчанину нужна помощь в покупке лекарств или продуктов, или оплате квитанций ЖКХ, или он хочет стать волонтёром, то его обращение фиксируется в базе учёта обращений. Но иногда люди приносят в штаб листочки с номерами телефонов и именами их владельцев, которые хотят оставить заявку. Тогда операторы звонят сами.

Далее заявка переходит сотрудникам штаба. Они связываются с заявителем и максимально детально выясняют у него все нюансы товаров, которые необходимо купить. Уточняется название магазина, аптеки и вплоть до копеек рассчитывается сумма затрат заявителя.

Сотрудник штаба заполняет наряд, в котором детально фиксирует все цены и наименования. Если человек не знает цену, то сотрудники указывают максимальную сумму, которую можно потратить на тот или иной товар.

Сотрудник, ответственный за работу с волонёрами, подыскивает подходящих добровольцев для выполнения заявки. Обычно на выполнение заявки требуется от одного до двух дней, если нет срочности. Но если помощь нужна немедленно, то волонтёры идут навстречу. Некоторые пенсионеры просят привезти продуктовые наборы в определённый день недели и время, волонтёры выполняют их просьбу.

Получите, распишитесь

Скриншот прямого эфира, где Никита Яровенко показывает бейдж

В штабе волонтёрам выдаётся типовой бейдж с эмблемой акции «Мы вместе», печатью и подписью руководителя организации, а также там указан номер телефона, по которому пожилой человек может подтвердить личность добровольца. Но, по словам Никиты, к этому ещё никто не прибегал. Механизм работы штаба настолько отлажен, что сомнений в достоверности личности не возникает.

Помимо бейджа, у добровольца есть планшет, на котором есть наклейка и индивидуальный номер. Перед выполнением задания человеку выдают перчатки, маску и антисептик. Сотрудник, ответственный за работу с волонтёрами, проводит краткий инструктаж. Все волонтёры, даже те, которые уже не в первый раз помогают, обязательно ещё раз слушают правила по соблюдению мер предосторожности. Температуру пред выездом они измеряют самостоятельно. Это прописано в договоре.

Перед отъездом волонтёра, пожилому человеку звонят и сообщают, что к нему выехали, называют ФИО добровольца, отличительные признаки и номер заявки. Заявителю и волонтёру лучше при себе иметь паспорт. Такие сложные меры безопасности нужны, чтобы уберечься от мошенников. Уже были случаи, когда люди представлялись добровольцами и, пользуясь доверием пожилых людей, брали у них деньги, которые оставляли себе.

Не исключены форс-мажорные обстоятельства. Если в процессе покупки возникают сложности – нет продукта, цена другая – то в наряде указан номер телефона и имя заявителя. Ему звонят и уточняют, как решить проблему.

Таким образом, краевой волонтёрский центр Хабаровского края помогает не только пожилым, но людям с ограниченными возможностями здоровья. Если есть подходящий волонтёр, то в штабе стараются не отказывать в помощи. Ведь всё это делается для людей, а не для галочки.

Фото pixabay.com, Е. Подпенко и Н. Яровенко

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен