Если хочешь открыть собственный бизнес, придется много работать – с этим спорить не приходится. Но далеко не каждый трудоголик становится успешным предпринимателем. Как из успешного специалиста стать успешным предпринимателем, обсудили на форуме «Мой бизнес – мое будущее» в Хабаровске. мой бизнес хабаровск

Будущие бизнесмены или наши «300 спартанцев»?

Конференция для молодых предпринимателей прошла в Дальневосточном университете путей сообщения. Узнать о том, как предпринимателям удалось наладить свой бизнес, пришли около трехсот человек. Для них платформа «Мой бизнес» пригласила самых разных спикеров – от одних из лучших стартаперов страны до тех, кто смог «сколотить» команду из нескольких человек.

Денис Балюра

Хэдлайнером бизнес-форума стал основатель одного из успешных стартапов 2021 года – Tomoru Денис Балюра. Его компания за несколько лет прошла путь от никому ненужных, но очень амбициозных IT-разработчиков до предприятия с оценкой в более, чем миллиард рублей. А ведь на старте Денис и его напарник даже не знали, что конкретно они разрабатывают!

- Наш стартовый капитал – минус два миллиона рублей. Долг от моего предыдущего стартапа, - рассказал Денис. – Но я решил не отчаиваться, нашел молодого разработчика и предложил работать вместе. Договорились, что он делает продукт, а я его продаю.

На старте товарищи решили предлагать клиентам чат-боты. Еще несуществующий продукт презентовали на паре листов потенциальным заказчикам. Затем поняли, что продавали голосовых роботов. За ночь проекту добавили «озвучку». Так появилась Tomoru. мой бизнес хабаровск

На первые инвестиции в свой стартап парни арендовали 4-комнатную квартиру и пригласили двух других товарищей. Один прошел собеседование на должность разработчика, другой – оказался его бездомным другом, который бросил университет, не рассказав об этом родителям. Так как оба были готовы работать круглые сутки в спартанских условиях ради проекта мечты, проблем со «впиской» в коллектив не возникло.

Первое время прибылью от проекта Tomoru даже не пахло. Но упорные бизнесмены не сдавались: питались «Дошираком», сдавали кровь, чтобы оплатить связь и даже брали кредиты, чтобы не увольняться.

- У нас было правило: «Не будь тряпкой». Если возникла проблема – реши сам. Так я однажды увидел в репортаже с донорского пункта нашего программиста, ему не хватало денег на телефон. Вместо того, чтобы позвонить мне и попросить, он пошел сдавать кровь. Из новостей я обо всем и узнал, - рассказывает Денис. – А еще в какой-то момент наш маркетолог взял кредит, чтобы не увольняться. Это не я его попросил, а он сам решил, и только потом обо всем рассказал.

Упорству команды остается только позавидовать. Но главное: приморчанам повезло. Усилия не пошли крахом. Теперь каждый из основателей Tomoru – руководитель крупной компании. А их продукт – конкурент многочисленным call-центрам. Вместо людей рекламные звонки делают роботы. Прорыв свершился!

Как продвигать компанию бесплатно: три подхода

Трудиться не покладая рук и жить в нечеловеческих условиях многие готовы. Но создать продукт – только начало. Как его продвигать, когда бюджет либо отсутствует, либо очень ограничен? Об этом на конференции рассказал один из основателей digital-агентства RASA Ярослав Радинский. мой бизнес хабаровск

Его компания появилась в 2014 году и практически сразу «выстрелила»: сайты, лендинги, социальные сети, таргетинг и другие услуги по продвижению в сети оказались нужны многим. Конкуренты на рынке уже были, но заявлять о себе ярко почему-то стеснялись. RASA подобной ошибки не допустили. В первые полгода после своего появления маркетологи заполонили города Дальнего Востока своей рекламой. При этом денег на нее практически не тратили.

- Когда я еще работал в компании, обратил внимание, что все веб-студии на Дальнем Востоке какие-то «полумертвые». Они есть, к ним приходят клиенты, но они сами о себе никак не рассказывают и никак не заявляют, - рассказывает Ярослав Родинский. – Мы решили сделать иначе. Устраивали провокационные мем-компании в соцсетях. За некоторые из мемов мне до сих пор стыдно. Потом мы начали коллаборироваться с разными компаниями. Например, вы приходите на футбол, а экранах и бортах наш логотип. Приходите на выставку – снова он. Включаете телевизор – опять мы. За полгода мы отметились везде. У нас была даже реклама в лифтах. И все это бесплатно. Мы либо делали что-то для компаний-партнеров, активно бартерились. Нашумели, стали более заметными.

Сейчас на улицах Хабаровска имиджевую рекламу агентства RASA не встретить. Дело в том, что во время пандемии в жизнь россиян вошла пресловутая «дистанционка». Крупные заказчики поняли, что разницы между исполнителем из Хабаровска и Москвы практически нет, начали активнее сотрудничать с провинциальными компаниями. Дальневосточники решили не терять время и урвать себе как можно большую часть «столичного пирога».


Решение от digital-агентства RASA: продвижение по бартеру


А что, если вы открываете не диджитал-агентство, а парикмахерскую? За таргетинг укладкой не расплатишься. Да и баннер в обмен на стрижку бороды вряд ли кто-то решит изготовить. Но основатель сети барбершопов DABRO рассказал, как решить эту дилемму. Если кратко: сарафанное радио – ваш помощник!

На своем выступлении Андрей Караванов рассказал, откуда взять первых людей, которые будут пиарить ваши услуги бесплатно. Бывший КВНщик и ведущий уверен: чем больше человек вы знаете, тем больше людей будут готовы бесплатно хвалить вас в интернете.

- Конечно, 500 проведенных свадеб – это примерно 30 тысяч человек, которые видели меня вживую. А еще есть группы организаторов, родительские чаты… все это – ваш ресурс для продвижения, - считает Андрей Караванов.

Опыт молодой предприниматель опробовал на себе.

- При открытии нашей парикмахерской, я сделал кучу постов и попросил друзей сделать репост. Получил большой охват. Мы практически с первого месяца вышли в ноль, начали работать в плюс, - вспоминает Андрей. - Также это было со свадьбами. Сначала это была подработка, но в какой-то момент я написал заявление на увольнение и ушел в свободное плавание. Все просто: делаешь классный ролик, пишешь друзьям с просьбой рассказать о тебе - получаешь полный загруженный сезон свадеб. мой бизнес хабаровск


Решение от сети барбершопов DABRO: привлеки друзей для раскрутки!


Зачастую для того, чтобы люди узнали о твоем бизнесе, достаточно запустить формат, который сам по себе будет провоцировать людей на обсуждение. Так случилось при запуске brow-баров в Хабаровске. Посетители торговых центров в 2015 году горячо обсуждали - решились бы они на коррекцию бровей у всех на виду или нет.

- На тот момент такого формата в Хабаровске не было. Были закрытые студии, которые делали брови. В свой проект я суперсильно верила. Хорошо, что я по всем правилам его не протестировала. Если бы начала опрашивать друзей и знакомых – так и не взялась бы. Все, кто отвечал, говорили: «Как же это, делать брови на виду у прохожих?! Я бы никогда не стала!». А я думаю: «Странно. Во всем мире делают, почему нет? Это же не глубокая депиляция посреди торгового центра!», - рассуждает основательница сети braw-баров Шу Харина. - В 2015 году открылся первый brow-bar. Вообще не знала, что будет, как это окупится. Я хотела делать брови. Остальное было неважно. Главное, чтобы все женщины ходили с красивыми бровями. И люди пошли. Через 3-4 месяца brow-bar окупился.


Решение от сети brow-баров: выбирайте провокационный продукт!


Вывод, который могли сделать посетители бизнес-форума: решения по тому, как раскрутить проект или решить проблему могут быть разными. Но для того, чтобы понять, с какими проблемами столкнется ваше предприятие, его нужно создать. И бояться провалов не стоит. Большая часть стартапов закрывается в первые годы. Но, чем больше пробуешь, тем выше шанс того, что одна из идей все-таки выстрелит! мой бизнес хабаровск


  • Читайте на «Хабинфо»: Где самозанятому в Хабаровске взять деньги для стартапа?

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен