Совсем скоро, уже 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных церковных праздников — Крещение Господне. В умах простых людей, даже далёких от веры в бога, это торжество ассоциируется с омовением в купелях, которые как правило прорубаются в открытых водоёмах. Только вот обязательно ли соблюдение данного ритуала? С этим вопросом корреспондент портала Habinfo.ru обратился к настоятелю хабаровского Спасо-Преображенского собора протоиерею Георгию Сивкову.

Купание в проруби на Крещение не обязательный ритуал

— Расскажите о традициях празднования Крещения Господня. С чего всё началось?

Традиция пошла ещё с первых веков Христианства. Отмечали молитвенным общением с господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, хотя разница между этими событиями равно 30 годам. Позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом — сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, любой церковный праздник основывается на каких-то отдельных примерах из жизни господа, божией матери или святых угодников. Всё это связано со спасением человека. Крещение Господне для нас вспоминается тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омытии грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам божьим. Своим естеством господь освятил воду и теперь его последователи имеют возможность прикоснуться к нему.

— Если человек не верит в бога, но при этом принимает участие в крещенском омовении, то почувствует ли он какие-либо изменения в себе?

— Если принимать воду или креститься в иордани без веры в господа, то никакого очищения человек в духовном плане не почувствует. Если же есть вера, то вместе с водой он принимает благодать божью. Для христианина это может стать новой отправной точкой, ведь за спиной он оставляет всё, что было ранее. Крещенская вода соединена с божьей благодатью, но повторюсь, принимается она только тогда, когда человек верит.

— Скажите, обязательно ли на Крещение Господне окунаться в холодную иордань, оборудованную на реке или каком-то другом водоёме?

— Нет, это просто народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господне. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Но церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде.

Церковь против, чтобы освящались какие-либо открытые бассейны. Такие запросы регулярно приходят. Мы объясняем, что при совершении таинства не должно происходить никаких развлечений или массовых купаний. Нужно с почтением относиться к празднику.

— Есть ли человеческие действия в этот праздник, которые церковь не поощряет?

— Не допускается подходить к таинству Крещения в нетрезвом виде. Порицается также купание только ради того, чтобы похвастаться перед знакомыми или друзьями. У нас же зачастую первое, что люди делают после окунания — фотографии в социальные сети выкладывают. Это уже тщеславие какое-то.

— Как правильно подойти к омовению?

— Нужно настроиться, что вы делаете импровизированную жертву богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду. Желательно избежать купания в плавках или купальниках — желательно надеть на себя специальную длинную крестильную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках, например.

Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву. Более сведущие люди могут пропеть тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует — только традиции.

— В народе твёрдо устоялось мнение, что купание в праздник Крещения Господне очищает от грехов. Так ли это?

— Нет, это не так. Есть таинства покаяния и исповеди, к которым христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к богу. Но чтобы зайти воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет. Без покаяния это невозможно.

— Если человек хочет совершить омовение, но прорубь на реке не для него, то где ещё это можно сделать?

— В некоторых храмах есть свои закрытые купели. Например, в Спасо-Преображенском соборе к ней будет свободный доступ в праздник. Чаще всего приходят люди с детьми или те, кому по состоянию здоровья не подходит купание в открытой холодной воде.

— Сами священнослужители обязательно окунаются в открытую иордань в праздник?

— Ну, если говорить обо мне, то последние года три я этого не делал, но до этого было. А вообще, многие священники вообще ни окунаются и не окунались. Вообще, спрашивать об этом у нас не принято — это личное дело каждого.

— Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили?

Ну, всё-таки главное, — это богослужение. Это таинство исповеди и причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться…ну пусть купаются. Но к празднику Крещения Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь, это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху — это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к богу никогда не приблизиться.

— В день Крещения многие люди набирают воду в открытых водоёмах и порой даже употребляют её. Вы как-то предостерегаете своих прихожан от подобных действий?

— Вообще, пить такую воду мы очень не рекомендуем. Эта жидкость подходит максимум для окропления чего-либо. Открытые водоёмы у нас сейчас достаточно грязные. Питьевую воду можно за пожертвование взять в храмах. Например, в этом году мы будем завозить жидкость из артезианской скважины, освящать её и бутилировать.

— Если можно озвучить, то из чего складывается размер пожертвований за воду, которую вы разливаете в храме?

— На самом деле, мы закладываем в размер пожертвований ровно столько, чтобы окупить затраты — о прибыли речи идти не может. Доставка воды и бутылки, в которые мы её разливаем, обходятся не дёшево. Если вообще людей интересует, то хочется сказать, что мы на полном самообеспечении — никаких дотаций от государства не получаем.

Живём мы только на пожертвования. Если их не будет, то и церкви не будет. Для примера, в одном только нашем кафедральном соборе зимой в месяц мы отдаём за теплоснабжение больше 200 тысяч рублей. За электричество тоже выходит внушительная сумма — и 50 и 60 тысяч рублей бывает. Кроме того, в храме люди работают —все, кто его обслуживает должны зарплату получать.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен