Дальневосточный художественный музей хранит около трёх сотен экспонатов чукотского косторезного искусства. Именно искусство художественной обработки кости является «визитной карточкой» народов Чукотки. По словам этнографов М. Бронштейна, И. Карахана и Ю. Широкова, «распространенное когда-то по всему Северу, косторезное искусство существует в наши дни лишь в нескольких ареалах, главным образом, на Аляске, в Якутии, а также в Чукотском автономном округе. Причем именно на Чукотке оно сохранилось в наиболее полном объеме, именно здесь продолжают развиваться стилистические традиции, утраченные художниками других арктических регионов». косторезный

Рис. 1 Кольцо для салфетки

С косторезным искусством чукчей и эскимосов связано начало коллекции народного искусства в ДВХМ. С 30-х годов ХХ века вследствие прихода советской власти на чукотских культбазах в сёлах Сиреники и Чаплино организуются первые учебные группы бригад резчиков по кости, создаётся первая профессиональная косторезная мастерская в с. Уэлен для организации косторезного художественного промысла на Чукотке, для профессионального обучения и подготовки мастеров. Косторезами становятся не только мужчины, но и женщины.

В Научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП) разрабатывается программа по сохранению и развитию художественных традиций народов Чукотки. Такая ситуация отразилось и на сюжетах мастеров. Так, например, в работе гравёра Гемауге З. мы можем наблюдать преобразование школы на Чукотке (рис. 12). Подобных работ, посвящённых изменениям той эпохи, хватило на целый жанр в косторезном искусстве.

Рис. 2 Неизвестный мастер – Спичечница

Именно в 30-х годах в ДВХМ начали сбор коллекции народного искусства Крайнего Севера и Дальнего Востока России. Основой её стали около сотни предметов, переданных в 1931 г. из этнографического отдела Хабаровского краевого краеведческого музея. Одна часть предметов из этого числа «была приобретена на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке искусства национальностей, проходившей в Москве и 1927 г. В основном это было искусство жителей Крайнего Севера российской части Дальнего Востока – чукчей и эскимосов». Среди поступивших произведений: кольца для салфеток (рис.1), спичечницы (рис. 2), вилки с декоративными рукоятками (рис.3), гребни (рис. 4), фигурки песцов (рис. 5), модели парусных шхун (рис. 6). косторезный

Особое место в косторезном искусстве занимают анималистические образы полярных животных. В основе самобытной художественной техники объемного изображения животных лежат постоянные наблюдения за ними в процессе морской охоты и хорошие знания их анатомии. Изготовление такой скульптуры малых форм способствовало глубокому пониманию человеком окружающей арктической природы. В собрании музея присутствуют как архаичная зооморфика в виде амулетов (рис. 7), так и более современные образы (рис. 8, главное фото).

Рис. 3 Неизвестный мастер – Вилка свисток с рельефным изображением руки

Скульптурные композиции на темы морского зверобойного промысла, оленеводства, рыболовства также немалозначимы в работах косторезов Чукотки. Все эти изображения дают представление о специфике ведения этих видов хозяйств у автохтонных народов Чукотского полуострова. На прекрасных скульптурах резчиков Аляпаака (рис. 10) и Игнатовского (Рис.9) из собрания ДВХМ мы можем ознакомиться с бытом охотников и оленеводов не только через скульптурное решение, но и благодаря гравированным изображениям на подставках данных изделий.

Рис. 4 Неизвестный мастер – Гребень из белой кости с тюленем

Конечно же нашли своё место в графических изображениях на клыках и сказочно-фольклорные сюжеты – этот жанр характерен для первой половины XX века. Таким образом, в данном виде народного творчества наблюдается тесное единство устного и изобразительного начал. В музейной коллекции достаточно много подобных экспонатов, но в рамках данной заметки приведём лишь один пример – работу гравёра Л. В. Эйнеса «Сказка про китенка» на клыке моржа (рис. 11).

Чукотско-эскимосское косторезное искусство содержит в себе два основных направления: мелкую пластику и сюжетную гравировку. Основным материалом для создания изделий служил моржовый клык. Характеризуя моржовый клык как основной материал для художественной резьбы по кости у чукотско-эскимосских мастеров, исследователь Н. И. Каплан отмечает его уникальные особенности: «Костная ткань моржового клыка плотная, что называется литая; поверхность клыка хорошо полируется и может быть отполирована до зеркального блеска; цвет кости приятный, живой, чуть желтоватый». Помимо художественных изделий из кости моржа, резчики изготавливали самые разнообразные утилитарные вещи, необходимые в быту (рис. 3, рис. 13). косторезный

Рис. 5 Неизвестный мастер – Фигурка песца

Это обусловлено тем, что в отдаленном прошлом кость, народам Севера, почти целиком заменяла металл.

Ссылаясь на исследователя С. Л. Чернышову, необходимо отметить: «именно чукотское косторезное искусство характеризуется тем, что оно сохранило свои специфические особенности в наиболее полном объеме и развило стилистические традиции, которые, к сожалению, утрачены косторезами других регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока… Художественная обработка моржового клыка стала для чукотских и эскимосских мастеров-косторезов некой этнической философией», происходящей от их прирожденной наблюдательности и хороших знаний пластической анатомии изображаемого животного.

Возможно, именно искусство формирует особое мировосприятие окружающей действительности и высокохудожественный вкус народа. Приходите в Дальневосточный художественный музей, чтобы познакомиться с этим феноменом. косторезный

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ
Главное фото: Рис. 8. Пестеров С.Н. – Олени с оленятами
Рис. 6 Лельшним – Шхуна моторно-парусная «Морж» (модель трёхмачтовой шхуны «Морж»)
Рис. 7 Неизвестный мастер – Фигура моржа с двумя клыками
Рис. 9 Игнатовский А.В. – С охоты
Рис. 11 Эйнес Л.В. – Сказка про китенка
Рис. 12 Гемауге З. – Школа на Чукотке раньше и теперь
Рис. 13 Эйнес Е.И. – Гарпун для охоты на морского зверя
Рис. 13 Эйнес Е.И. – Гарпун для охоты на морского зверя

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен