Наталья Коваленко катит коляску своего ребёнка по платформе ж/д вокзала. Их провожает родственник. В его руках самодельное деревянное устройство, подобие пандуса. По нему мама и ребёнок поднимутся в вагон. По идее, на всех железнодорожных станциях должны быть такие приспособления, даже современней. И это не единственная проблема путешествующих семей с детьми-инвалидами. О транспортной доступности, её проблемах в крае и новых путях решения – читайте далее. доступная среда для инвалидов

Изобретая безопасные пути

Наталья Коваленко – председатель Ванинского отделения ВОРДИ (Всероссийской организации родителей детей-инвалидов). Её младший сын Матвей передвигается на инвалидной коляске. Вдвоём им часто нужно ездить на реабилитацию в другие города. И каждый раз путешествие обещает быть небезопасным.

Фото Натальи Коваленко

Например, обратим внимание на базовые потребности. В федеральном законодательстве не указано, что туалетами около спецкупе могут пользоваться только люди с инвалидностью, в них заходят все пассажиры. Гигиенические процедуры особенным детям произвести там практически невозможно.

– Мы ездим на реабилитацию и летаем на самолётах. И совгаванский поезд не совпадает по расписанию с вылетом самолета в Москву. Приходится останавливаться в Хабаровске. Самая ближайшая к аэропорту гостиница – «Аэрополис». Она совершенно не соответствует требованиям доступной среды. Номера, здание внутри, парковка, поэтому мы её не выбираем, – рассказывает Наталья.

Затем паромная переправа Ванино – Холмск, по словам Натальи, не приспособлена для того, чтобы ей пользовались люди с инвалидностью. Нужно проявить изобретательность, чтобы там не получить травму. А по сообщениям «Морских вестей России», сдача второго парома после реконструкции «сдвинулась» на 2023 год.

К коллеге присоединился Александр Батлук, председатель регионального отделения ВОРДИ Приморского края. Жителя Владивостока не устраивает транспортная доступность железнодорожного вокзала. Историческое здание не модернизировалось, поэтому кассы к поездам дальнего следования расположены на самом нижнем этаже. До него просто не добраться – нет лифта и подъёмника. А еще служба сопровождения не реагирует на онлайн-заявки от мам с детьми-инвалидами, по словам Александра. Приходится пользоваться платными услугами спецтакси.

Что касается Хабаровска, то Ирина из Амурска рассказала о том, что на железнодорожном вокзале отменили льготу для сопровождающих детей-инвалидов. Теперь за спальное место семьи вынуждены платить полную стоимость. А Татьяна Руденко рассказала про речной вокзал, который, как и в Ванино, тоже недоступен для людей с расширенными потребностями. Кому направлять эти претензии?

На личном контроле прокурора

Связующим звеном между государством и родителями может стать региональное отделение ВОРДИ Хабаровского края. Оно координирует работу остальных отделений на Дальнем Востоке. Об этом нам рассказывает его председатель Дмитрий Коломийцев.

Если раньше с проблемами родителей обращались в территориальные транспортные прокуратуры и ждали от них ответа до трёх месяцев, то теперь обращения можно подать прямо в ВОРДИ. Организация подписала соглашение о сотрудничестве с дальневосточной транспортной прокуратурой. И, говорят, что все вопросы будут решаться быстрее.

– Прокуратура является надзорным органом, а родители – экспертами в вопросах жизнеустройства людей с инвалидностью. И без мнения целевой группы проблемы нельзя решить эффективно. Для этого и подписывается соглашение, чтобы быть в прямом контакте. Члены нашей организации будут выезжать с прокурорами на места проверки, – рассказал Дмитрий.

Он лично встретился с дальневосточным транспортным прокурором Александром Ворониным. Это произошло в региональном ресурсном центре для детей с РАС и ТМНР (расстройством аутистического спектра и тяжёлыми множественными нарушениями развития). Александр Борисович выслушал вышеописанные просьбы родителей. Ответил, что все претензии будут детально рассмотрены, ведь его подчинённые работают на результат, а не на отписку.

– Меня обрадовало, что сразу после встречи ко мне подошла помощница прокурора, взяла мои контактные данные, попросила детально прописать проблемы, сбросить ей это на электронный адрес. Моё обращение берётся на личный контроль прокурора. Хочется верить, что это означает, что наши проблемы наконец-то будут до конца разрешены, – рассказал нам Александр Батлук.

Надеемся, что «крик о помощи» Натальи Коваленко тоже будет услышан, и с Матвеем они будут путешествовать безопасно.


Если у вас есть проблемы с доступной средой, то обращайтесь в транспортную прокуратуру, а также в семейные приёмные ВОРДИ: 8-800-250-42-43 (федеральный номер), 8-915-330-27-19 (хабаровский номер). Оставляйте заявку на сайте: http://khabarovsk.vordi.org (кнопка «Пишите нам»).


Положительный опыт

И, несмотря на минусы в организации доступной среды в регионе, есть результаты, которыми стоит гордиться. Например, при содействии дальневосточного транспортного прокурора ликвидировали бордюр на железнодорожном вокзале в Биробиджане, который не позволял свободно проехать колясочнику на вокзал.

Потом на острове Сахалин, во время личного приёма, к Александру Воронину обратились с просьбой привести в приемлемое состояние один из переходов через железнодорожные пути. Чиновник сходил туда, убедился в нарушении, встретился с представителями РЖД и, спустя трое суток, переход привели в нормативное состояние. Хотя иногда Александру Борисовичу приходится судиться с ответственными органами, тогда исправление недочётов занимает чуть больше времени.

– Все мои сотрудники ведут личный приём. Приходите в территориальную транспортную прокуратуру, вас обязательно примут. Если не примут, то это ЧП, обращайтесь ко мне, – сказал Александр Воронин. доступная среда для инвалидов

Если говорить о Хабаровске, то развитие доступной среды заметно. Например, не так давно её организовали около ГДК, к железнодорожному вокзалу тоже нет претензий. Однако Дмитрий Коломийцев добавил, что это не решает серьёзную проблему. Когда проектируются объекты, то на этом этапе не приглашают экспертную целевую группу, чтобы обсудить уровень доступной среды. доступная среда для инвалидов

Далеко ходить не надо – сейчас администрация города реконструирует дорогу-дублёр около центра для детей РАС и ТМНР. Но как это сделать правильно у представителей центра не спросили. Будут ли удобные спуски, регулируемый пешеходный переход? Покажет время, а пока Дмитрий находится на прямой связи с управлением дорог, чтобы в случае необходимости в очередной раз добиться доступной среды для своих подопечных семей. доступная среда для инвалидов

Фото и видео автора


  • Центр притяжения: хоспис для взрослых призывает добровольцев к помощи - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен