В собрании ДВХМ хранится около 250 экспонатов, созданных мастерами коренных приамурских народов из берёзовой коры – берёсты. Когда-то достаточно широко распространённая в использовании берёста применялась в разных сферах хозяйствования. Обработанной корой украшали стены жилища, делали подстилки для сна, колыбели, лодки, веера, посуду, трафареты узоров для рукоделия, и конечно, сосуды для хранения. Время создания основного количества берестяных изделий в музее – первая половина XX века, со временем этот материал теряет актуальность, тем не менее традиция обработки и формовки берёзовой коры сохраняется и по сей день, но уже в менее утилитарном смысле. берестяной

Собиралась берёста в основном мужчинами, в конце весны или начале лета. Старались выбирать кору с однородной фактурой. Снятие с дерева осуществлялось специальными ножами, снимать старались широкими полосками до полутора метров. После сбора сырьё проходило обработку, соответствующую его последующему назначению. К примеру, для создания полотнищ берёсту варили до 5 часов, из полученного эластичного и мягкого материала делали подкладки в шалашах, накрывали им жилища, укрывали от дождя поклажу в лодках.

Рис. 2

В собрании ДВХМ среди берестяных экспонатов преобладают предметы с орнаментальными элементами, в основном это коробки, корзинки, ведра, шляпы (главное фото статьи), образцы орнамента. Таким предметам полагалось быть твердотельными, потому они не подвергались длительной термальной обработке. Перед приданием формы заготовку бережно подогревали над огнём, отчего она на время размягчалась и становилась гибкой, а также легко расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий. Для работы с подготовленным материалом применяли специальные инструменты типа ножей, зажимов и шил. Рассмотрим же этот уходящий вид декоративно-прикладного искусства на примере экспонатов нашего музея.

Рис. 3

Для хранения предметов женского рукоделия широко применялись своеобразные сумочки с орнаментированными накладными клапанами сверху; они сшивались по бокам нитками. Замечательным примером подобного изделия служит сумка с клапаном, покрытым цветным орнаментом с двухчастной симметрией, созданная неизвестным удэгейским мастером начала ХХ века (рис. 2). Теми же приёмами, что и сумочки для рукоделий, делали солонки «капту» полукруглой формы, сшитые по бокам. На иллюстрации – солонка с тиснённым орнаментом в виде крупной спирали, подчёркивающей общую пластику предмета мастерицы В. Т. Кялундзюги (рис. 3).

Рис. 4

Основную же массу экспонатов из берёсты в ДВХМ составляют сосуды, сделанные по трём типам, или техникам.

Первый и самый распространённый тип изделий — сосуды цилиндрической формы. берестяной

Для создания подобного сосуда брали один или нескольких слоёв бересты, склеивали их рыбьим клеем, скручивали в цилиндр, сшивали крапивной ниткой, соединяя края.

Дно делали деревянным (у ульчей и нивхов) или берестяным (у верховых нанайцев и удэгейцев) и также пришивали крапивными нитками. Не только верхний, но и нижний край изделия дополнительно укрепляли двумя-тремя накладными берестяными полосками шириной до трёх см.

Рис. 5

Эти полоски вместе с краем изделия обшивали корнем тальника аккуратной красивой обшивкой. Образец описываемого типа – туесок с чёрным зооморфным орнаментом, с переплетающимися в узоре стилизованными изображениями рыбок и птиц, авторства мастерицы А. К. Самар (рис. 4).

Сосуды второго типа с четырехугольным дном и круглым устьем делались из квадратного куска берёсты, вырезанные на углах глубокие клинья сгибались по этим вырезам и сшивались. Устье обрабатывали тем же методом, что и предыдущий тип сосудов. Подобные изделия могли достигать в высоту 50 см. Основной функцией таких сосудов являлось длительное хранение. берестяной

Рис. 6

В них могли хранить продукты или халаты – приданное невесты, или украшения, в зависимости от высоты изделия. Примером такого типа изделия является сосуд Неизвестного мастера конца XIX века с зооморфным орнаментом с двухчастной симметрией (рис. 5).

Третий тип берестяных сосудов в собрании музея – гибрид первого и второго типов. К коробкам с четырехугольным дном и круглым устьем пришивали цилиндрический верх. Все сосуды такого типа были узкими и предназначались для хранения палочек и ложек для еды.

Рис. 7

Такая форма этих изделий была известна всем народам Приамурья. К данному типу относится коробочка «курми» неизвестного нанайского мастера начала ХХ века (рис. 6).

Нельзя не упомянуть изящные длинные и узкие сосуды, бытовавшие у нанайцев и удэгейцев. Дно таких изделий делалось из длинных узких кусков берёсты, перегнутых пополам. По бокам их сшивали нитками, а уголки внизу загибали вверх и прикрепляли к стенкам. Устье, круглое или овальное, отделывалось так же, как и у сосудов других типов. За веревочную петлю их подвешивали к поясу, отправляясь за ягодами, а дома их вешали на стену. Примером таких походных туесков в музее служат удэгейские «сабуличи» мастерицы Н. Кялундзюги (рис. 7). берестяной

Берестяные изделия Приамурья самобытны и несут в себе культурный код приамурских народов. Описываемые выше типы подобных изделий не передают всех особенностей творчества, связанного с изготовлением предметов из берёсты. Однако вы можете более подробно познакомиться с искусством берёсты на выставках Дальневосточного художественного музея, посвященных искусству народов Приамурья.

Ковальчук Антон Михайлович, специалист ДВХМ


  • «Косторезное искусство Чукотки и его образцы в Дальневосточном художественном музее», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен