Русская православная церковь за весь период своего существования явила миру значительное количество праведников, многие из которых после своей смерти были канонизированы. Большое число их пострадало за свою веру, особенно — в период первой половины XX века.

Революция и последовавшая за ней Гражданская война привели к установлению на значительной части земель бывшей Российской империи Советской власти, идеология которой «не принимала» существования в новом государстве института церкви. Итогом этого станут репрессии в отношении сотен священнослужителей. Этот процесс не обойдёт стороной и Хабаровск.

История одной церкви

Гуляя по улицам родного города, совсем немногие его жители, задумываются о том, — как сильно изменился их облик за последние сто лет. А зря… Можно с полной уверенностью говорить о том, что если бы нам удалось, как героям рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром» переместиться на машине времени в прошлое, — мы бы не узнали до боли знакомых нам мест.

Так, например, оказавшись в районе пересечения ул. Барановской (ул. Волочаевской) и ул. Корсаковской (ул. Ленина) вместо монументального здания управления ВВС и ПВО Восточного военного округа мы наткнулись бы на Алексеевскую площадь с построенной на ней церковью.

Улица Плюснинка (Уссурийский бульвар), панорама застройки города на склоне Артиллерийской горы, ул. Инженерная (Тургенева). Вдали видна Алексеевская церковь. Фото серед. 1910-х гг. Источник: khabkrai-nasledie.ru

Идея о строительстве храма возникла в конце XIX века и уже 19 ноября 1897 года в Хабаровске был создан специальный комитет по постройке храма. К этому властей подвела большая загруженность остальных приходов города. Ещё бы, — ведь на почти 15 тысяч жителей (без учёта приезжих) в городе в это время действовало только несколько храмов и церквей: Софийская церковь при женской гимназии, Филипповская церковь при кадетском корпусе, Градо-Хабаровский Успенский собор, Церковь во имя Преподобного Симеона Столпника, храм Святителя Иннокентия Иркутского и т. д.

У кого-то возникнет мнение о том, что всех этих мест религиозного культа должно быть достаточно, но не стоит забывать, что львиная доля горожан в то время исповедовала христианство (в большей степени — православное, гораздо меньше — римско-католическое). Кроме того, каждый христианин должен был, как минимум раз в году, побывать на исповеди и причаститься иначе его ожидали определённые правовые ограничения со стороны государства. Так, например, п. 6 ст. 362 «Полного свода законов Российской империи» не допускал «в деле тяжебном» к свидетельству под присягой «не бывших никогда у святого причастия».

В церковь шли не только для того, чтобы удовлетворить свои духовные потребности, попросить совета у батюшки или покаяться в грехах. Православный священник начала XX века, — это ещё и духовное лицо, на которого государством возложены функции работников нынешнего ЗАГСа, — регистрация актов рождения, брака и смерти. Помимо этого, священнослужитель регистрировал и случаи принятия таинства крещения уже взрослым человеком, ранее исповедовавшим иную веру, предоставлял различные справки, вёл отчётность и т. д. Учитывая всё это, можно с полной уверенностью говорить о том, что проблема с наличием в Хабаровске церквей в конце XIX — начале XX века стояла очень остро…

Именно это и привело к сооружению Хабаровской Алексеевской церкви Благовещенской духовной консистории.

Идея о её строительстве возникла во второй половине 1890-х годов. Уже 19 ноября 1897 года в нашем городе был учреждён специальный комитет по постройке храма. Но осуществить данный проект мешала извечная российская проблема, — отсутствие денег. В городской казне не было 70 тысяч рублей, требуемых для возведения и облагораживания здания.

Тем временем, в ходе подавления восстания ихэтуаней — «боксёров» на территории Китая в боях отличилось приамурское казачество. Это позволило изменить ситуацию с постройкой церкви. К 1902 году командующий войсками Приамурского военного округа, генерал-лейтенант Н.И. Гродеков пожертвовал на постройку церкви 10 тысяч рублей. К этому времени ещё 14 тысяч рублей было уже накоплено для начала работ.

Н.И. Гродеков. Источник: commons.m.wikimedia.org

Церковь решили соорудить на Артиллерийской горе и посвятить её покровителю приамурских казаков, — Алексию, человеку Божьему.

Чтобы ускорить процесс сбора денег, комитет обратился с воззванием о сборе добровольных пожертвований к хабаровчанам.

К 24 июня 1903 года, по инициативе протоиерея Черных, была сооружена и начала действовать деревянная Алексеевская часовня, первоначально приписанная к Градо-Хабаровскому Успенскому собору, а через семь лет ставшая самостоятельным приходом.

3 июля 1907 года епископ Благовещенский Владимир торжественно заложил церковь. Работы по её возведению велись под неусыпным и постоянным контролем военного инженера Редько Михаила Ефимовича (под его же руководством возводилось и здание хабаровского арсенала). Работы, шедшие с перерывами, удалось завершить только летом 1914 года. 6 октября епископ Благовещенский Евгений освятил новую церковь.

Дальнейшие перипетии истории привели к тому, что в ходе развернувшейся на территории бывшей империи Гражданской войны 1917—1922 годов в обществе поменялась не только власть, но и система ценностей, идеология. И в ней не было места для религии. Вскоре Алексеевскую площадь переименовали в Волочаевскую, а затем — в Пожарскую. В 1932 году была закрыта уже сама церковь. Вскоре она была снесена.

Длительный период времени об истории Алексеевской церкви не вспоминали. Постепенно река времени стёрла из памяти широких масс хабаровчан воспоминания о ней. Город рос и застраивался. И только после распада СССР и ослабления влияния коммунистической идеологии об этой церкви заговорили вновь.

Первый священнослужитель

Одним из первых священнослужителей Хабаровской Алексеевской церкви Благовещенской духовной консистории, исполнявшим в ней церковные службы в начале XX века стал уроженец Вятской земли, протоиерей Леонид Тихвинский.

Необходимо отметить, что информации о личности протоиерея Тихвинского — мало. Но, тем не менее, кое-что узнать нам о нём удалось.

Леонид родился в семье священнослужителя Симеона Тихвинского в Благовещенске, в 1881 году. Там же окончил духовную семинарию и получил статус приходского священника. Служить ему приходилось в сельских храмах, расположенных на территории нынешних Амурской области и Хабаровского края.

С 4 февраля 1914 года Леонид стал настоятелем Хабаровской церкви святого Алексия, человека Божия. На этом посту ему, к примеру, довелось крестить многих хабаровчан и, в тои числе — отпрысков Тарабарова Семёна Максимовича, — хлебороба, в честь которого позже был назван остров на реке Амур.

Хабаровская Алексеевская церковь. Источник: amur-bereg.ru

С 1 января 1920 по 9 февраля 1926 года протоиерей Леонид Тихвинский служил заместителем благочинного церквей Хабаровска, затем — протоиереем Алексеевского собора.

В 1926 году его направляют на службу в Троицкую церковь села Волково, что располагалось в селе Волково Слободского района Вятской области.

Дальнейшая судьба священнослужителя оказалась незавидной. Он был арестован по подозрению в участии в контрреволюционной группе, осуществлявшей шпионаж в пользу иностранной разведки. 9 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Кировской области приговорила протоиерея Тихвинского по ст. 58—10 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу. Всё его имущество конфисковывалось.

«Церковник сергиевской ориентации»

Вместе с Леонидом Тихвинским погиб и ещё один наш земляк, — уроженец Хабаровска, иерей Михайлов Игнатий Евдокимович.

В 1879 году в семье хабаровского купца 2-й гильдии, отставного фельдфебеля Евдокима Михайлова родился сын. Никто не думал, о том, что ему предназначена судьба мученика.

Дом жилой И. Е. Михайлова. г. Хабаровск. Построен в 1907–1909 годах. Источник: skyscrapercity.com

По окончании Благовещенской духовной семинарии он служил в Хабаровске священнослужителем в разных храмах, а в 1914 году стал священником в 9-й Сибирской стрелковой дивизии, где оказывал помощь медицинскому персоналу при лазарете.

В дни Первой мировой войны 1914—1918 годов, вместе с частями дивизии Игнатий Евдокимович отправился на Румынский фронт, где, по некоторым данным, за отличие был награжден знаком отличия ордена святого Георгия 4-й степени.

После Октябрьской революции 1917 года и вплоть до 1937 года иерей Игнатий служил в разных городских и сельских храмах и церквях: гг. Хабаровск, Сталинград, Новосибирск и Саратов, с. Полом и с. Бобино Кировской области.

В конце 1937 года в Кировской области органами НКВД на территории Кировской области была арестована «контрреволюционная группа церковников сергиевской ориентации» во главе с Киприаном Комаровским, архиепископом Кировским и Слободским. По мнению органов госбезопасности в неё входил и Игнатий Евдокимович.

Постскриптум

11 декабря 1937 года приговор тройки в отношении Киприана Комаровского, Леонида Тихвинского, Игнатия Михайлова и ещё двух священнослужителей был приведён в исполнение в подвале внутренней тюрьмы НКВД города Кирова. В последствии расстрелянные будут реабилитированы.

В соавторстве с Ю. Э. Савицкой

В ТЕМУ:
Неизвестные землепроходцы России: страницы покорения Дальнего Востока

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен