Театральная история Хабаровска имеет дореволюционные корни. Однако постановки коллективов-любителей, а также наличие зданий, в которых есть помещение со сценой для выступления гастролирующих трупп, ещё нельзя приравнять к театру. Нужна собственная труппа профессиональных актёров, занимающихся только игрой на сцене. Также нужно и отдельное здание или хотя бы несколько помещений, имеющих исключительно театральное назначение.

Возможно, к этому всё и шло в Хабаровске, но мирное развитие было прервано революцией, а затем и гражданкой войной. В итоге о становлении в Хабаровске профессионального театра мы можем говорить только в советский период.

Бродячие артисты

Советская власть попыталась почти сразу создать новый театр в Хабаровске. Он был открыт в 1918 году, но начавшаяся война помешала тогда развиться новому начинанию. Увы, от этого театра не осталось и следа. Но созданные в 20-е — 40-е годы три новых театра до сих пор радуют хабаровчан и гостей города своими постановками. Первым среди них стал Театр музыкальной комедии. Под таким именем его знает большинство хабаровчан, хотя за годы своей деятельности он сменил несколько названий.

К созданию самостоятельного театра на Дальнем Востоке подошли основательно. В начале 1926 года при владивостокской бирже труда начала формироваться труппа, получившая название Первый Дальневосточный коллектив безработных артистов комической оперы. Кроме музыкальной, были сформированы ещё две драматические и украинская музыкально-драматическая труппы. Они должны были обеспечивать в течение сезона города Дальнего Востока.

История театров Хабаровска: дореволюционные гастролёры 
В ТЕМУ

Музыкальная труппа этого театра и положила начало будущему Театру музыкальной комедии. Но пока это был передвижной театр, который должен был гастролировать по дальневосточным городам. В состав труппы входило 16 солистов, 14 артистов хора, 8 артистов балета, оркестр и 15 музыкантов. Балетмейстером театра стал Борис Александрович Серов, а прима-балериной — его супруга Ольга Павловна Манжелей.

Оба — уроженцы Одессы. Манжелей была ученицей известных балетмейстеров русских академических театров Л.Л. Новикова и Б.Г. Романова и играла в Одесском академическом театре. В декабре 1925 года они гастролировали в Хабаровске, где участвовали в постановках спектаклей — комедийной пьесы «Ой, не ходы Грыцю на заговор императрицы» и оперетт «Граф Люксембург» и «Баядера» (в Хабаровске её именовали «Баядерка»). В середине января 1926 года супруги переехали во Владивосток, где продолжают артистическую деятельность.

2 мая 1926 года Первый Дальневосточный коллектив безработных артистов комической оперы открыл сезон в здании бывшего Общественного собрания, которое стали называть городским музыкальным театром (гортеатр). В самом Хабаровске был создан ещё один коллектив — оперный, образованный из молодых выпускников Московской консерватории. Оба коллектива делили здание Общественного собрания, но сцена его была слишком маленькая и не приспособленная для постановки опер и оперетт, которые на хабаровской сцене играли К.И. Христофорова, Кудрявцева, Е.Н. Грановская, Орловская, Ж. Новицкий, П. Половцев. Главным режиссёром театра стал Урванцев, а главным дирижёром — Е.П. Казанцев. Театры работали параллельно: когда оперетта, например, гастролировала в Благовещенске, опера играла на хабаровской сцене.

История театров Хабаровска: Военное собрание
В ТЕМУ

Полноценного сезона, правда, вначале в Хабаровске не получилось. Из-за сбоя в плане переброски четырёх театральных трупп коллектив артистов комической оперы отправился гастролировать во Владивосток. Но затем вновь вернулись в Хабаровск на зимний сезон 1926 — 1927 годов. Ещё до его открытия, 3 октября 1926 года, Борис Серов и Ольга Манжелей повторили балетный спектакль с участием балетного ансамбля в 10 человек и в сопровождении оркестра оперетты. А 14 октября 1926 года опереттой «Сильва» И. Кальмана в постановке режиссёра и балетмейстера Серова открылся полноценный сезон в Хабаровске.

С тех пор эта дата и считается днём рождения Театра музыкальной комедии. Но до него пока было ещё далеко. Театр работал под прежним длинным названием, но сами хабаровчане называли труппу «театром радости». Оперный коллектив также внёс свою лепту в театральную жизнь хабаровчан постановкой «Фауста», «Кармен», «Севильского цирюльника» и других оперных произведений.

Проработав до декабря, в середине месяца «опереточная» труппа вновь уехала во Владивосток, где гастролировала до февраля 1927 года. А после были Благовещенск и Чита. Так в гастролях по дальневосточным городам театр и кочевал некоторое время.

Первый дом

Зато новый театральный сезон открылся в здании, ставшим на долгое время постоянным местом обитания театра. 7 ноября 1928 года первой советской опереттой «Женихи» И. Дунаевского театр начал работу в новых помещениях. Это было здание бывшего Офицерского собрания, в котором после реконструкции появилась приличная сцена, оснащённая сценическим кругом. Подбором артистов для него занимался бывший артист оперетты Николай Николаевич Туманов. Было это делом сложным, так как после каждого сезона артисты разъезжались в поисках заработка. А некоторые и вовсе покинули страну после начавшейся борьбы с «исполнительской халтурой и низким художественным и профессиональным уровнем самих исполнителей». Так, острые нападки в прессе привели к отъезду в 1927 году в Харбин Серова и Манжелей.

Общественное собрание (вид до революции). Источник: videolain.tmweb.ru

Но, несмотря на все трудности, Туманову удалось в 1929 году собрать большую труппу. В неё входили: директор театра Н. Теплов, режиссёры В.Е. Валин и Е. Кольцов, балетмейстер Л.И. Баскакова, концертмейстер Т.И. Галеве, дирижёры Апрельский и Павлов, актёры Б.Д. Растинин, Н.И. Урванцев, Н.Л. Энбе, Г.И. Доре, Н.П. Нальский, А.В. Грибкова, Н.В. Рекова, Н.Е. Валин, Д.Д. Пекарский, С.Г. Моргулис, А.П. Горич, О.П. Грабовская, Д.Г. Митин, Г.Н. Епифанова, И.К. Ипатов, Л.Н. Ицков, Н.И. Симонова, И.Ю. Войнаровский, М.И. Верезов, В.А. Гримм, З.П. Гримм-Кислицина, А. Жданова, Л. Знаменская, Е. Орловская, Е. Радкопов, Н.Д. Молчанов, Рутовский, Я. Меджи, В. Григорович, Ярмолаев, Тарский, Мария Густавовна Викс и другие. В репертуаре были «Бокаччо», «Перикола», «Фраскита», «Марица», «Весёлая вдова», «Роз-Мари», «Свадьба Марион», «Дружная горка», «Моряки» и другие.

По инициативе Дмитрия Фаустовича Джусто, который стал режиссёром с 1930 года, произошло объединение оперной и опереточной трупп. Оперный театр был расформирован, и часть его состава влилась в музыкальный театр. Первым спектаклем объединённого коллектива стал «Цыганский барон» Штрауса. После этого театр смело пускался на различные эксперименты: ставили оперу «Разлом» В. Фемелиди, классические оперы «Паяцы» и «Чио-Чио-Сан», а балетная труппа под руководством балетмейстера Л.Л. Леонидова подготовила самостоятельную работу — балет «Красный мак» Глиэра. Но, несмотря на готовность театра представить разнообразные формы сценического искусства, зрители предпочитали оперетту. За преобладание лёгкого жанра театр и получил своё новое название, закрепившееся за ним на долгие годы. 17 ноября 1933 года располагавшийся в здании бывшего Офицерского собрания Хабаровский городской музыкальный театр был переименован в Хабаровский краевой театр музыкальной комедии.

Новые высоты

Великая Отечественная война проложила театру новые гастрольные маршруты. В 1942 году из состава театра была организована группа для обслуживания армии из 22 человек под художественным руководством Н.Л. Энбе. В августе 1945 года в боевой обстановке артисты двигались вместе с наступающими частями по Маньчжурии, давая на привалах спектакли и концерты. Многие из них были награждены. Н.Л. Энбе, З. Матушевская, И.Ю. Войнаровской, Нина Симонова удостоились ордена Красной Звезды, а В. Любаров, М. Варшавский, Г. Климов, О. Добровольская и концертмейстер В. Разумов — медали за «Доблестный труд».

В 1946 году Хабаровский театр музыкальной комедии совершил свои первые зарубежные гастроли. Это была поездка в Китай. Артисты показывали свои спектакли в Харбине, Чанчуне и Венемяу. Театр по-прежнему не боялся экспериментировать: в 50-е годы труппа вновь обратилась к балету, поставив «Бахчисарайский фонтан» и «Арлекинаиду». Не забыли и оперу. В этот же период хабаровчане вновь могли увидеть «Паяцов». А в 60-е участилось сотрудничество с местными авторами, такими как В. Шульжик, Ю. Владимиров, И. Ипатов, Э. Казачков, С. Томбак. На сцене появились спектакли на сюжеты из истории Хабаровского края: «У нас на Дальнем Востоке» и «Амурские зори».

В 1976 году театр отправился на гастроли в Ленинград. А по возвращении в 1977 году он переехал в новое здание, построенное по проекту архитектора М.А. Шейнфена и выполненное Московским проектным институтом имени Б. Мезенцева. Это здание на Муравьёва-Амурского, целиком принадлежавшее театру, он занимает и по сей день. Но на этом театральные достижения не закончились. В 1980 году высокий уровень подготовки позволил коллективу принять участие в культурной программе XXII летних Олимпийских игр в Москве. А в 1986 году театральная труппа совершила большое турне, в ходе которого прошли выступления в Москве, Ленинграде, Риге, Нарве, Даувгалписе. Даже в непростые 90-е театр не только продолжал свою работу, но и находил силы на новые эксперименты. В 1992 году артисты музкомедии совместно с Хабаровским институтом искусств и культуры создали курсов артистов музыкального театра, а в 1995 году была поставлена «Травиата» совместно с «коллегами» из Владивостока.

Новый XXI век начался для Театра музыкальной комедии успешно. В 2000 году его спектакль «Ханума» удостоился Гран-при. В 2004 году «Бабий бунт» получил губернаторскую премию в номинации «Лучший спектакль». А в 2008 году театр получил новое название. И стал известен как Хабаровский краевой музыкальный театр.

Фото: Ирина Климченко

Однако в октябре 2024 года здание музыкального театра было полностью уничтожено огнем. В январе 2025 приступили к его сносу, поскольку старые конструкции не подлежат восстановлению. При этом здание будет снесено «под ноль», так же будут уничтожены и барельефы-маски.

Как пояснил директор подрядной организации, занимающейся сносом здания музтеатра, что снять барельефы невозможно из-за отсутствия доступа, и в любой момент может произойти обрушение. Также ориентировочно на снос уйдет не менее полугода.

Однако, студенты-архитекторы из Хабаровска собираются восстановить знаменитые маски музыкального театра. В Тихоокеанском государственном университете стартовал проект по созданию фотографий барельефов с театральными масками, которые украшали здание Хабаровского академического музыкального театра.

Прошлым годом было организовано общественное голосование по выбору лучшего архитектурного проекта для нового здания краевого академического музыкального театра. На рассмотрение были вынесены три различные концепции будущего культурного учреждения, однако все представленные варианты эскизов люди не оценили. На данный момент вопрос о внешнем облике нового ХМТ остается открытым.

В ТЕМУ:
Дворец Пионеров и торговый центр «Лотос»: история «опытного строителя» Бориса Малиновского

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен