Больше десяти лет он занимается иллюзией и совсем не верит в магию. Доверяет только усердным тренировкам, многочисленным репетициям и полагается на личную харизму. Хабаровский фокусник Александр Флегонтов рассказал нам как создается волшебство.

— Александр, расскажите, как человек становится фокусником?

— У меня вышло совершено случайно. По образованию я актер. Закончил Хабаровский институт искусств и культуры, после пять проработал в Театре юного зрителя. Как и многие, подрабатывал на праздниках аниматором. А фокусы попали в мою жизнь неожиданно — руководительница одного из ивент-агенств предложила мне попробовать. У нее оставался реквизит, был заказ, а я хорошо умею работать с детьми. И вот тогда я и окунулся с головой в этот мир. Меня затянуло.

А потом заказал себе реквизит и начал самостоятельно выступать. Тут мне очень пригодилось мое актерское образование и опыт в театре. Я считаю, что фокусник в первую очередь артист. Мало владеть техникой, если не умеешь работать со зрителем, выступление интересным не будет.

— А где же учат на фокусников?

— Официальной профессии «фокусник» не существует. Такого в трудовой книжке не запишут. Например, даже у тех, кто работает в цирке, значится «артист оригинального жанра». И не учат такому ни в одном вузе. Поэтому все фокусники в нашей стране — самоучки. Вот и я полез в интернет, стал искать информацию, изучать. Прочел несколько книжек времен СССР. Там были простые трюки, но они стали для меня базой. Потом стал знакомиться с другими фокусниками, посещать форумы, конгрессы иллюзионистов.

Фокусы делятся на те, где секрет в реквизите и те, где главная тайна в манипуляциях. Я люблю те, где нужно управлять вниманием. То есть заставить зрителя смотреть туда, куда мне сейчас нужно. А я в этот момент могу сделать секретное движение. Мозг зрителя не успевает это зафиксировать, потому что отвлечен чем-то другим. Фокусы, где секрет в реквизите, намного проще. Но и они требуют отработки навыков. Стартовал я с этого варианта фокусов.

— А каким было первое выступление?

— Самым первым был детский праздник для моей племянницы, 11 лет назад. Там я попробовал выстроить программу, испытал реквизит. А где-то через полгода случилось первое коммерческое выступление, тоже детское. А первое взрослое стало для меня самым волнительным, это было в феврале 2014 года. Я хорошо запомнил, ведь на следующий день родилась моя дочь.

Помню, как тогда очень волновался, ведь в зале взрослые серьезные люди. Дрожали руки. Но со стороны, как потом оказалось, все выглядело достойно. Мне тогда коллеги даже посоветовали поднять стоимость своих выступлений. Считаю, это стало лучшей оценкой моего труда. Но гонорар я увеличил гораздо позже, где то через год. Кстати, то самое первое выступление прошло так хорошо, что теперь эта клиентка приглашает меня на свой праздник каждый год.

— Насколько в Хабаровске востребовано такое искусство?

— Честно говоря, хочется сказать, что очень востребовано. Но в последние годы ситуация поменялась. Ковид, события в стране — все это сказалось на сфере развлечений. Люди теперь экономят. Крупные фирмы, у которых там прежде были деньги для того, чтобы оплачивать артистов на своих мероприятиях, стали сокращать бюджеты. А когда я начинал, в 2014-2015 годах, просто не вылезал из машины: с утра где-нибудь в детском саду шоу, потом в школе день рождения, а вечером выступление на взрослой вечеринке. По субботам и пятницам бывало по 3-4 мероприятия за день. Сейчас уже не так. Но заказы есть всегда — детские праздники, корпоративы, юбилеи, порой свадьбы.

— Откуда вообще берутся фокусы, сами придумываете? Или может быть есть какой-то «рынок фокусов»?

— В современном мире фокусы продаются и покупаются. Тут нет никакой магии. В нашей стране есть около пяти магазинов для фокусников, часть материала заказываем из-за границы. Это разнообразный реквизит, оборудование, секреты. Но тут недостаточно просто купить реквизит. Нужно продумать, как ты будешь его использовать, что при этом будешь говорить, как взаимодействовать со зрителями. Главное даже не сам фокус, а эмоциональная атмосфера в зале.

— Современных детей мало чем удивишь, а уж взрослых тем более. Скептики попадаются среди зрителей?

— А я на них не обращаю внимания. Не хочет человек радоваться — это его дело. Ну и сиди дальше. Иногда могу и подшутить над кем-то, кто, я вижу, сомневается. Но даже не помню таких моментов, чтобы прям все скептически отнеслись, сидели насупившись и не хлопали. В основном люди готовы удивляться и радоваться.

Да и у меня нет задачи выпендриться — типа «смотри, как я могу»! Это уже какая-то борьба со зрителем. Моя цель в другом — создать в зале атмосферу радости, положительных эмоций, чтобы люди расслабились и получали удовольствие.

— Были ли случаи, когда какой-то трюк не получился? Как вышли из ситуации?

— Не без этого, конечно. Как-то раз нужно было протыкать девушку в ящике и что-то там пошло не так. Подробностей не могу рассказать, но все обошлось.

Когда ошибки случаются, честно говоря, сердце в пятки уходит, руки трясутся. Зрители смотрят на тебя, а ты не знаешь, что дальше делать. Самое идеальное выкрутится так, чтобы гости подумали, что все так и должно быть. В такие моменты всегда помогает шутка и дай бог, чтобы она родилась на ходу.

— Много реквизита требуется, чтобы сделать целую программу ?

— Я специально снимаю двухкомнатную квартиру для того, чтобы хранить все что необходимо в работе. Этих вещей очень много. К тому же у меня есть голуби, кролик — им нужно тепло и уход. Поэтому приходится снимать для них жилье. Мои коллеги, как-никак. Часть реквизита уже лежит просто так, я его не использую. Так бывает, когда попробовал, фокус, а он не понравился мне самому. Не лежит душа к нему, тогда я убираю его из программы.

— А любимые фокусы у вас есть?

— Самое любимое — манипуляция с веревками. Она всегда очень хорошо заходит, и мне самому очень нравится. Это как раз, те самые фокусы, где нет никакого секрета. Я могу взять практически любые три веревки разной длинны и с ними показать «магию». А за ней стоит несколько месяцев тренировок и репетиций. Весь секрет в ловкости рук и в управлении вниманием зрителя. С кубиком Рубика есть похожий фокус, он простой, ничего не требуется, но выглядит эффектно. Я его очень люблю.

А еще очень люблю такой трюк: беру купюру у кого-нибудь из зрителей, её зажигаю, а потом она оказывается внутри апельсина или лимона, который человек сам выбрал. Нравится наблюдать за реакцией зрителя в этот момент.

Номер с птицами тоже мой фаворит. Он очень красочный со спецэффектами, с огнем. В финале появляются голуби или кролик.

— Фокусы — это все-таки ловкость рук или немножко магии?

— Это иллюзия. Зрители видят одно, а при этом у тебя внутри какая-то другая механика происходит. Складывается ощущение, что на наших глазах нарушаются законы физики. Но мы же со школы знаем, что это невозможно. Но то что я показываю, выглядит именно так. В этом есть суть иллюзионного жанра.

— А сами верите в волшебство?

— Честно скажу, когда начинал заниматься фокусами, я думал, что, наверное, все-таки бывают люди со сверхспособностями. А с опытом пришел к мысли, что сверхспособности — это то, сколько времени ты посвятил для того, чтобы воспитать свои руки, голос, умение общаться с аудиторией, сколько сил ты потратил, чтобы стать «волшебником». И если действительно хорошо поработал над собой, то люди начинают воспринимать тебя именно как волшебника. Вот в этом-то и есть главная магия.

В ТЕМУ:
Повелитель пузырей: как создаётся мыльное шоу

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен