Владимир Бабуров – давно и хорошо известный не только в крае художник, скульптор и ювелир. А недавно он повернулся еще одной гранью своего таланта, стал еще и писателем! Нам он рассказал, что заставило его сесть за писательский стол.

– Я просто записал свои мысли об искусстве, которые меня беспокоили. И когда в журнале «Культура и наука Дальнего Востока» вышла публикация, прошло где-то полгода, и вдруг мне на почту приходит письмо с просьбой разрешить публикацию в немецком издательстве «LAMBERT». И там вышла вот эта книжка, – Владимир Филиппович показывает мне свою авторскую книгу с длинным названием «Художникам, если они хотят знать, чем же все-таки они занимаются. Что такое искусство и как его понимать? (Попытка популярного размышления на тему)».

– Сначала выпустили электронную версию, потом я заказал им для себя два печатных экземпляра. Позже пришла от них еще просьба разрешить перевести книжку на пять языков. Сейчас, наверное, переводят.

– Так чем же покорил немецких издателей скромный труд хабаровского художника? Что нового открыл Бабуров в искусстве?

– Чем покорил? Скажу так. Сколько читал разных искусствоведческих работ и работ по психологии искусства, все это либо история искусства, либо размышления или рассказы о художниках, как о личностях. А я исследовал психо-физиологические основы самой сути. Откуда, к примеру, у человечества возникла потребность к творчеству? Почему творчество присуще только человеку? Хотя животные наделены многими свойствами человека. И разум у них есть, и социум есть. Но они книги не пишут и картины не рисуют. Может, только подражают, но подражание - это мимикрия, а не творчество. владимир бабуров

Так вот, главное мое открытие позволяет дать ответы на вопросы по искусству. Я первый из людей искусства, кто пришел к такому выводу. Человек как личность состоит из собственного опыта (т.е. дите рождается неразумное, но по мере взросления и обучения оно обретает разум) и опыта генетического (с которым человек рождается). И вот в человеке сидит две сущности. Одна - животное, которое унаследовало весь эволюционный опыт формирования в диких условиях, и это основа наших эмоций. А вторая - в виде разумной сферы. Это нормы морали, закона, нравственности, это все то, что это животное в человеке ограничивает ради существования в человеческом сообществе.

Вот этот конфликт двух сущностей и порождает творчество. Заставляет выплескивать этот конфликт. И вот эта сфера, которая человека делает человеком, и есть сфера культуры. То есть культура есть социально адаптированный способ выражения эмоций, - оживлённо говорит художник.

Мне порой кажется, что Бабуров, «оседлав любимого конька», может говорить бесконечно.

– Любое творчество – это мечта, – продолжает делиться мыслями Владимир Филиппович.

– То есть, тот неизвестный древний художник, который долбил на камнях Сикачи-Аляна изображения оленя, разве он не хотел похвастаться добычей?

– Искусство есть сублимация желаемого в действительное. Он хотел этого оленя добыть, он метал об этой добыче и потому рисовал эти изображения желаемой добычи. Это мечта! Он сидит голодный в пещере и мечтает о хорошей, большой добыче.

– Вернемся непосредственно к книге, к ее длиннющему заголовку. Так наши хабаровские художники хотят знать то, о чем вы толкуете, или нет?

– У большинства это вызывает гнев и возмущение: «Что это он нам указывать будет?!». Но вообще-то это мои рассуждения на тему, эссе и ни в коем случае не указка! Я эту книгу давал читать знакомым еще в 60-е годы, полвека назад, в рукописи. Есть люди, которые читают с интересом и находят в написанном рациональное зерно. Есть и такие, кто узнают в себе те самые животные качества, не обремененные культурой, тут начинаются обиды, хотя я ни на кого конкретно не указывал. Ну, как говорится, каждый свое находит. владимир бабуров

Сергей Алексеев Фото автора


  • «Удручающий» Хабаровск: Владимир Бабуров о городской скульптуре и чиновниках», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен