Депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Гладких в свои 37 лет сделал серьезную карьеру – и коммерческую, и политическую. Не раз единоросс был под метким прицелом СМИ: и когда руководил СРО НП «ЖКХ-Групп» в Хабаровске, и когда входил в «Открытое правительство» министра-миллиардера Михаила Абызова, который не так давно «присел» в СИЗО «Лефортово», говорят, даже в одной камере с Сергеем Фургалом. тко хабаровск

Нельзя не заметить активную деятельность молодого парламентария из «Единой России»: в этом году он внес на суд коллег больше десятка законопроектов. Одной только близостью новых госдумовских выборов такое законотворчество не объяснишь. За два предыдуших года на счету хабаровского единоросса 36 законов и поправок к ним. А еще депутат регулярно бывает в крае, его недавняя командировка была целевой: решил посмотреть, как идет здесь мусорная реформа. И это не праздный интерес. Гладких входит в рабочую группу экспертного совета при президенте РФ по развитию ЖКХ. О ней, о мусорной реконструкции, наш разговор с депутатом.

- К сожалению, сегодня Хабаровский край в числе худших регионов, которые так и не смогли запустить новую систему обращения твердых коммунальных отходов (ТКО). За те два года, что были отпущены региону на мусорную трансформацию, ровным счетом ничего не произошло! – утверждает парламентарий. - Была попытка войти на территорию края в качестве регионального оператора некой компании «Экосистема», зарегистрированной на западе России. Я активно этому препятствовал, потому что понимал, что это за ребята, и для чего они сюда собираются прийти. Чтобы получить свою долю в тарифе и больше ни о чем не думать! Время все расставило по своим местам. Сейчас у владельца компании большие проблемы и суды, что только подтверждает нехорошее реноме. тко хабаровск

Потом была попытка еще одной организации ООО «Газстрой», зарегистрированной в Москве. Но и к ней было много вопросов. В итоге оператор определился по принципу «выбираем одного из одного», ведь никто больше на конкурс не пришел.

- И кто этот «один из одного»?

- АО «Спецавтохозяйство». Компания хабаровская, есть инструменты влияния на нее, а у руководства компании есть понимание, в какую сторону, и как двигаться, поскольку занимается вывозом коммунальных отходов много лет. Однако этот оператор не есть решение проблемы с ТКО для всего края. Регион поделен на 17 зон, один оператор - это из истории «один в поле не воин». Для края, думаю, оптимально было бы поделить его условно на четыре части. Сделать «куст» Хабаровск и южные территории, также «куст» Комсомольск и прилегающие территории, ну и то, что идет севернее разделить на двух операторов. Хотя понятно, что на северных территориях этим двум диспетчерам работать будет фантастически сложно, они будут или поддерживаться из бюджета, или периодически банкротиться. Но это было бы меньшее зло, нежели растянуть одного оператора, как шагреневую кожу, на весь край, или нашлепать их 17 штук.

- Догадываюсь, многим жителям края «фиолетово», сколько там операторов будут перелопачивать мусор. А вот в какую копейку это будет обходиться, граждан очень даже интересует.

- Мы так и не получили четкого и прозрачного расчета в части, насколько тариф отвечает рынку, и сможет ли за счет этого тарифа оператор не просто работать, но и развиваться. В любом случае наша система обращения с отходами в зачаточном состоянии, а придет оператор, у него сразу возникнет ряд вопросов – от несанкционированных свалок до работы с конкретным потребителем. И на это потребуются деньги. Одно дело собирать «мусорные» деньги и их проедать, а другое - совершенствовать модель сбора ТКО, закупать технику и оборудование.

К тому же, появится еще один потребитель – частный сектор. И вот тут расчеты тоже вызывают вопросы, я бы назвал их достаточно укрупненными. Не хочу сказать, что цифры берутся с потолка, но они, на мой взгляд, плавающе-приблизительные, не привязанные к нашей реальности. Хотя оператору ставились условия: траты населения на обращение с ТКО не должны быть больше, чем они есть сейчас. И я не вижу оснований для существенного роста тарифов, а я, что называется, работаю в экспертных группах и на региональном, и на федеральном уровне. А если кто-то видит, то для начала надо эти тарифы хотя бы посчитать с учетом новых потребителей.

И в-третьих. Пока нет той же ясности и прозрачности в оплате за отходы тех потребителей, которые не относятся к населению. Так что вопрос тарифообразования, на мой взгляд, должен выглядеть несколько по-другому, чем он есть. тко хабаровск

- Жилец многоквартирного дома волей-неволей несет свое мусорное ведро к контейнерной площадке. А владельцу частного дома чего заморачиваться? Он часть своего мусора в печке сожжет, остальное на обочину выбросит. И вот тебе несанкционированные свалки, мусорные терриконы в лесополосах. Старо, как мир. И как на это можно повлиять?

- Можно! Именно по причине отсутствия у потребителя-частника интереса пристраивать свой мусор где угодно. Квитанция за ТКО ему все равно придет. И зачем ему тайком вывозить свои коммунальные отходы куда-то, нарываться на штрафы, если, что называется, «за все заплачено»? Не сразу, но частники придут к мысли, что их мусор за их деньги есть, кому прибрать.

Кстати, хорошая практика была у компании «Ина-ДВ» из Хабаровского района, которая кроме сбора отходов еще и выполняла роль экопатруля: устанавливали фотоловушки, проводили рейды, что называется, ловили нарушителей за руку и на месте. Желающих пристраивать свой мусор, где придется, в районе поубавилось, как и несанкционированных свалок.

- Борис Михайлович, Вы сказали, край два года топтался на месте, и, по сути, завалил мусорную реформу. Но я помню, как собирались штабы, общественные слушания, как в краевом министерстве ЖКХ разрабатывались планы. Они есть?

- Да, есть план по реорганизации обращения с ТКО до 2026 года. Однако после того как появился региональный оператор, надо было заниматься привлечением федеральных средств, инвестиций на строительство новых объектов по переработке и захоронению отходов. Пять объектов должно быть построено, но где они? Тут мы, повторюсь, в числе регионов-«плохишей».

Федеральное финансирование краю на реорганизацию работы с ТКО рассчитано на несколько этапов, первый - 1,5 млрд рублей. Но, когда регион у министерства природных ресурсов РФ значится в отстающих, и, не побоюсь этого слова, недоговороспособным, такие деньги получить непросто. Думаю, у нового руководства края это получится. Да и с другими федеральными министерствами начали выстраиваться новые, адекватные отношения. И вкупе все это даст возможность побороть тот бардак, который творится в крае в сфере обращения с коммунальными отходами. тко хабаровск

Безусловно, надо искать средства на развитие всей этой инфраструктуры, с привлечением инвестиций от операторов новых создаваемых объектов в сфере обращения ТКО - что, кстати, делают многие российские регионы. Конечно, это длинные инвестиции, но они надежные: построить объект по переработке или захоронению ТКО – это значит войти в структуру тарифов и получать неплохие деньги. Ведь неслучайно даже госкорпорации вроде «Ростеха» имеют намерения заняться мусором. А у них и с деньгами, и с инвестициями все нормально.

- Немало народа после восьми месяцев пандемии стало откровенно неплатежеспособным, им ли думать про оплату того же мусора?! Планирует ли власть, включая депутатов Госдумы РФ, что-то сделать, чтобы люди не попадали в долговую кабалу к ЖКХ?

- В масштабах страны задолженности за жилищно-коммунальные услуги - огромные деньги. Понимаю, что некоторые ждут «прощения» накопившихся долгов. Но это палка о двух концах: просто списать долги - это пустить по миру все российское ЖКХ! Допустить этого нельзя, это понимает и президент, и правительство, и мы, депутаты. И просто о списании долгов речи не идет. Но из ситуации надо выходить. Поэтому принято решение о материальной поддержке в условиях пандемии отдельных категорий граждан, например, многодетных семей и семей с несовершеннолетними детьми. Люди сами вольны были определять, куда направить эти деньги. И направляли, в том числе, на платежи за ЖКУ, чтобы не наращивать долги. А маткапитал и бесплатное питание для школьников начальных классов – это ведь тоже деньги, вложенные в семейный кошелек или в нем сохраненные.

Сегодня мы остановили сам процесс по взысканию таких долгов. Что крайне тяжело воспринимается и переживается жилищными и коммунальными организациями. Особенно тяжело ими воспринимаются дополнительные расходы, которые никак не учтены в квитанциях. Речь хотя бы о дезинфекции подъездов, которая оплачивается «из кармана» управляющих компаний. Другой вопрос, как это делается – для галочки или добросовестно. Но это уже речь к муниципалитетам и иным контролирующим органам.

Достаточны ли меры по материальной поддержке отдельных потребителей и отсрочке по взысканию долгов, или еще что-то будет предприниматься? Как правило, в таких ситуациях и законодательная, и исполнительная власть смотрят на то, как меняются экономика страны, доходы граждан. И вообще, как долго жить нам с этой пандемией, а, как известно, во второй ее волне мы уже перепрыгнули первую по числу зараженных коронавирусом соотечественников. Так что сказать, что в будущем не будет каких-то дополнительных материальных решений, не могу. Как говорится, время покажет. тко хабаровск

Елена Загорская

Фото Дмитрия Судакова

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен