Потрясающе, но это факт: 18 детей, большинство из которых бывшие воспитанники детдомов, воспитала и воспитывает хабаровская семья Лукояновых. Многодетная мать рассказала нам, почему семья выросла до таких масштабов и как они все вместе справляются с трудностями. многодетная семья ракитное

Анжела и Виталий с юности мечтали о большой и крепкой семье. И когда они стали «ячейкой общества», то быстро стали воплощать мечту в жизнь. Сначала у пары родилось два сына. А потом, один за одним, появились еще больше десятка мальчиков и девочек. Но уже приемные. Сегодня под опекой в семье 12 ребят - от четырех до 16 лет. А всего через «семейный конвейер» Лукояновых прошло 18 ребят!

– В нашей семье двое кровных сыновей. А так как мы всегда с мужем мечтали о большой и дружной семье, то в какой-то момент решили взять ребенка из детского дома. В нашей семье появилась Света (имя изменено - Прим. Авт.), а у нее были три брата, мы их, конечно, тоже взяли, – вспоминает женщина. – Но получилось, что в семье оказались почти все мальчики. И Света попросила сестренку. Мы взяли девочку, от которой отказалась предыдущая семья, ребенок сложный, постоянно убегала из дома. Но у нас она почувствовала наконец-то себя «в своей тарелке», подружилась со Светланой. Уже они вдвоем предложили взять еще одну девочку! У нас тогда уже было пятеро мальчишек и две девочки, потом в нашу семью пришли близнецы...

Глядя на дружную семью Лукояновых, сестра Анжелы, Лидия, тоже решилась на такой ответственный шаг - подарить счастье ребенку из детдома. Приглянулся один, а в итоге детей у Лидии тоже оказалось сразу четверо: ведь все они - братья и сестры.

– Мы живем все вместе под одной крышей, и когда Лидия взяла под опеку малышей, эта четверка пришла в наш дом и, глядя на остальных, начала тоже называть меня «мамой», – улыбается Анжела. – Но сестра не обиделась, стала для них «тетей». Так теперь мы и живем. Сейчас у нас 12 детей...

Тут стоит пояснить, что четверо из опекаемых детей Лукояновых уже выросли, создали свои крепкие и дружные «ячейки общества». Теперь, один за другим, радуют приемных родителей внуками! Их тоже уже четверо. многодетная семья ракитное

***

Живут Лукояновы практически в пригороде Хабаровска, в селе Ракитном. В большом доме, на площади более 400 «квадратов», помещается все большое семейство: у детей есть свои комнаты, есть игровая, столовая. Места хватает всем. Но был момент, когда семье пришлось сменить даже место жительства.

– Когда сестра взяла детей, один из малышей, двухлетний Вадим (имя изменено - Прим. Авт.) страдал белковой недостаточностью, состояние было тяжелым, он не ходил и не разговаривал. Мы всей семьей собрались, обсудили, что теперь больше внимание будем уделять самому младшему и слабому члену семьи. А раз так, то для здоровья Вадика нам надо переехать к морю...

Решение покинуть Хабаровск далось не просто и вышло очень затратным для семейного бюджета. Шутка ли, перевезти через всю страну дюжину детей, несколько взрослых и кучу пожитков. Но Лукояновы были уверены: малышу пойдет это на пользу. В самолете заняли почти половину салона и, наверное, львиную долю багажного отсека, с улыбкой вспоминает она.

Но, прожив год на югах, хабаровчане заметили, что местный климат подошел не всем детям: многие, наоборот, стали болеть гораздо чаще, да и Вадиму от морского климата лучше не стало. Решили возвращаться назад, в Хабаровск.

***

– Проверяющая комиссия всегда спрашивает, где баки, в которых мы готовим детям еду? А у нас их нет. У нас обычные кастрюли, как в любой семье. Самая большая - на 12 литров. Там иногда мы варим компот, - разводит руками Анжела. - Мы готовим все вместе: кто первый встал, тот достает мясо размораживаться, другой начистил картошки, третий сходил за хлебом – глядишь, обед уже готов! многодетная семья ракитное

- Сейчас покупаем на день четыре булки хлеба, а бывали дни, когда и по 10 брали. Ребенок, когда приходит из детдома, действительно, много ест, может прятать по карманам, складывать под подушку. Со временем это проходит, он понимает, что может взять хлеб, печенье, яблоко всегда, когда ему захочется и успокаивается. А у нас все сладости в общем доступе, фрукты, конфеты всегда стоят на столе. Бывали случаи, когда один слопает все. Ну, это же дети, такое, наверное, во всех семьях случается. Объясняем, говорим, что это для всех. Но никогда не прячем, - объясняет мама.

Единственное, чего не хватает нашим детям, смеется Анжела, это обязанностей по дому. Как так? Рук свободных много, а дела заканчиваются быстро. Здесь дружно моют посуду, убираются, делают уроки и помогают младшим. многодетная семья ракитное

***

Обучению детей Лукояновы уделяют очень большое внимание. Занимаются даже с теми ребятами, на кого врачи и педагоги давно махнули рукой.

– Несколько наших ребят имеют проблемы со здоровьем, есть, в том числе и ментальные нарушения. Например, Володя (имя изменено - прим. Авт.), когда пришел к нам, врачи говорили, что никогда не сможет читать и писать. Но мальчик, смотря на братьев и сестер, тоже стал интересоваться книгами, научили его и читать, и писать. Сейчас обучается в училище для таких же ребят с ОВЗ, – рассказывает Анжела. – На хлеб себе точно уже сможет заработать!

- Моя задача - дать всем нормальное образование, каждому в меру его способностей. И понимание, как жить в этой жизни, быть честным и справедливым. Я не жду от них благодарности. Главная моя мечта – чтобы выросли хорошими людьми и состоялись в жизни, – горячо говорит женщина.

Четверых детей Анжела перевела на домашнее обучение. Каждого по своим причинам. Скажем, Витя - «бегунок»: ну и зачем его провоцировать лишний раз? Знания он и дома отлично усваивает. А у его брата другая проблема - обижает одноклассников, тоже лучше пусть дома пока побудет.

- Братьев и сестер он не трогает, а чужих может побить. Зачем нам конфликты? Не объяснить людям, что так его воспитали в кровной семье, а в 14 лет я в одночасье это не могу исправить. Работаем с ним, беседуем, объясняем, вижу, что он понимает меня. Придет время - и эту проблему решим!

***

На лукояновских детях соцслужбы часто ставили крест, признается женщина. Но трудности, похоже, только раззадоривают многодетную мать: она берется за сложные случаи. Доказывает себе и окружающим, что любящая семья, внимание и забота от близких могут решить часть «детдомовских проблем».

– Многие дети были тяжелыми – непростая жизненная история «до», сложный характер, проблемы со здоровьем. Непросто особенно с теми, кто достаточно долгое время провел в системе. Например, Рома (имя изменено - Прим. Авт.) у нас очень непростой подросток, но учится на «отлично», школу закончил с одной четверкой. Будет из него толк! А Вите (имя изменено - Прим. Авт.) еще в детдоме поставили диагноз «бродяжничество». Я понимаю, что в этом никто не виноват. Таков ребенок, ищет себя и свое место. Он и у нас продолжил «гулять». Если он с пяти лет уходил даже из кровной семьи, а в семь перестал ночевать дома, нельзя сейчас просто сказать ему – не убегай и надеяться, что он послушается. Нет, конечно. Все постепенно. Нам помогают психологи, служба сопровождения, работаем над этим и видим, что побеги стали реже, характер у ребенка меняется. Я думаю, что скоро все наладится, - уверена Анжела.

– Или взять Таню и Катю (имена изменены - Прим. Авт.) они, по словам врачей, были «без шансов», нас убеждали, что девчонки даже себя не смогут обслужить. Но мы справились. Да, они не смогут быть полностью дееспособными. Но сейчас Таня и Катя у нас - первые помощницы! И картошку научились чистить, и по дому помогать, даже в магазин ходят, хоть не очень разбираются в цифрах. Это большой плюс для их дальнейшей самостоятельной жизни. Близнецы тоже были непростыми: даже не понимали что они брат и сестра, вот такие отношения складывались в той, в кровной семье. Они не любили друг друга, считали конкурентами...

Конфликты между детьми Анжела научилась разруливать не сразу. Но со временем ввела правила.

- Дети часто кричат и ругаются, это есть в любой семье. Но у нас строго-настрого запрещено драться. Если один на другого обзывался – значит, они оба виноваты, - говорит Анжела. - Не думаю, что дело в строгости. На этих детей не действуют наказания, они его уже получили от жизни. Здесь нужно что-то другое. Дать понять ребенку, что его поступок очень расстроил близких людей и ему придется нести за это ответственность. Было и такое, что воровали продукты. Утащили печенье? Значит, все ребята остались без лакомства. Это разве хорошо? Разбираем ситуацию все вместе, обсуждаем ее последствия. многодетная семья ракитное

***

Окружающие порой с опаской относятся к таким большим семьям, тычут пальцем, называют «табором», осуждают.

- Люди почему-то думают, что мы взяли ребят ради денег. А какие там деньги? Пособие чуть больше десяти тысяч на каждого. Те, у кого есть дети, знают, на эту сумму даже нормально не оденешь ребенка. Разве в деньгах дело? Наверное, в чем-то другом, - рассуждает женщина. – Вы знаете, опека мне показала недавно еще двоих детей, они «засели» у меня в сердце. У них такая непростая судьба, и я все думаю, а вдруг мы тоже сможем им помочь?

Фото из архива семьи Лукояновых


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен