Когда мы представляем себе типичного геймера, в голове возникает образ подростка, уткнувшегося в монитор. Но реальность давно обогнала стереотипы. Сегодня в виртуальных мирах сражаются с драконами, строят цивилизации и побеждают на спортивных симуляторах не только дети, но и их родители, и даже бабушки с дедушками.

Согласно статистике, средний возраст геймера в мире приближается к 35 годам, а в таких странах, как Япония, вообще основная аудитория многих игр — это люди пенсионного возраста.

Почему же взрослые, у которых, казалось бы, есть реальная жизнь с её победами и поражениями, с таким азартом погружаются в цифровые миры? Опасно ли это для психики или, наоборот, полезно? На эти вопросы в эксклюзивном интервью «Хабинфо» ответил Кирилл Толмачёв, врач‑психиатр и психоаналитик.

Игры для взрослых

— Первое, что нужно понять: игры никогда не были исключительно детской забавой, — сразу расставляет точки над i Кирилл Толмачёв. — Они создавались для взрослых. В России взрослое поколение просто позже познакомилось с этим миром из‑за цифрового разрыва. Сейчас мы наблюдаем естественный процесс: игры стали частью массовой культуры для всех возрастов. Мне вообще кажется: будь у нас компьютерные игры в таком доступе и разнообразии, как сейчас, в 90‑е годы, то такого понятия, как «лихие 90‑е», не было бы.

Но почему они так цепляют? Психиатр объясняет это через базовую человеческую потребность.

— В основе удовольствия от игры лежит не слепая удача, как в лотерее, а реализация агрессии в самом широком смысле слова. Речь об агрессии как о движущей силе, энергии для преодоления, доминирования, влияния на мир. Это удовольствие от власти, контроля и самореализации. Выполнил квест, победил босса, построил город — почувствовал себя компетентным и значимым, — говорит эксперт.

Именно поэтому, по его мнению, основные «запросы» на игру возникают у двух, на первый взгляд, разных групп. Две ключевые группы геймеров — это подростки и пенсионеры.

У подростков бушует энергия, тестостерон, желание что‑то доказать миру. Но, как объясняет эксперт, социальные рамки в виде школы и разных правил эту энергию сдерживают. Компьютерная игра становится идеальным полигоном для безопасной реализации этой «агрессии» и самоутверждения. В том, что в играх «подвисают» пенсионеры, психиатр видит более глубокую причину.

— В нашем обществе для пенсионеров катастрофически мало возможностей для самореализации, — отмечает Толмачёв. — Человек выходит на пенсию, а жить ещё десятилетия. Ему нужно чувствовать себя нужным, способным влиять на события. Зачастую, кроме дачи и телевизора, заняться нечем. Игры дают им это ощущение: я могу, я решаю, я побеждаю.

Интересно, что в Японии, стране с самым старым населением, игры изначально во многом создавались и позиционировались именно для старшего поколения — как способ сохранить когнитивную активность и избежать чувства одиночества и ненужности.

Игра vs. Азарт: почему это важно различать

Психиатр настаивает, что критически важно не путать компьютерные игры с азартными.

— Гейминг: для того чтобы добиться результата, нужно приложить усилия, проявить навык, стратегию. Удовольствие — от процесса и собственной компетентности, — объясняет Кирилл Толмачёв. — А в азартной игре, в ставках или лотерее результат зависит от слепого случая. Удовольствие — от выигрыша как «дара», который приводит к опасной «ломке» логики достижений.

— Это феномен управляемой, социализированной агрессии. И он имеет общественную пользу. Не случайно с массовым приходом компьютерных игр статистика подростковой преступности снизилась, — считает Толмачёв.

Обратная сторона: когда игра становится проблемой

Однако безграничное погружение в виртуальный мир, особенно для взрослых, — тревожный звоночек.

— Игра — это часто не от хорошей жизни, — говорит психиатр. — Если мужчина в 40 лет, имея потенциал, вместо реальных свершений целыми днями «спасает вселенные», это симптом. Проблемы в самореализации приводят его в игру, а игра, давая суррогатное удовлетворение, ещё больше снижает мотивацию действовать в реальности.

Для пенсионеров главная опасность компьютерных игр — это гиподинамия. Слишком долгие игровые сессии вытесняют необходимую физическую активность, прогулки и живое общение, что критически важно в пожилом возрасте.

Советы от психиатра: как найти баланс

Не демонизировать игры, особенно для детей. Это их законный способ выпустить пар и почувствовать себя героем. Задача родителей — не запрещать, а дозировать, устанавливая разумные временные рамки.

Для взрослых — задать себе вопрос. Если игра стала основным способом получения удовольствия и значимости, возможно, стоит поискать, чего не хватает в реальной жизни: хобби, карьерного вызова, социального признания.

Для семей с пожилыми геймерами — мягко предлагать альтернативы. «Дорогой, давай после миссии сходим в парк». Игры для них — благо, но лишь как часть активной жизни, а не её полная замена.

Относиться к разным видам «игр» по‑разному. К ставкам на спорт — как к опасному наркотику, без компромиссов. К лотерейным билетам — как к безобидному ребячеству. А к компьютерным играм — как к сложному культурному и психологическому феномену, который может быть как полезным инструментом, так и убежищем от нерешённых проблем.

По мнению врача, компьютерные игры перестали быть маркером возраста. Они стали современным, доступным и мощным инструментом для реализации базовой человеческой потребности — чувствовать себя способным и значимым. Как и любой инструмент, они требуют осознанного подхода. Позволить себе «поиграть в героя» в любом возрасте — нормально. Проблема начинается тогда, когда виртуальная реальность становится единственным местом, где ты герой.

В ТЕМУ:
«Вселенную в песочнице» научились создавать хабаровчане в научной библиотеке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен