В экспозиции ДВХМ представлен камерный портрет княгини Екатерины Долгоруковой, выполненный на холсте маслом неизвестным художником XVIII века. Картина поступила в музей в 1931 году из Государственной Третьяковской галереи. Портрет выполнен в нежных пастельных тонах, передает красоту, изящество и утонченность натуры.

Княгиня Екатерина Фёдоровна Долгорукова — представительница княжеского рода Барятинских, далеких потомков Рюриков, в 16-летнем возрасте на придворном бале-маскараде привлекла к себе всеобщее внимание своей красотой и грацией, была представлена Екатерине II и пожалована ею во фрейлины, вскоре вышла замуж за генерал-поручика князя Василия Долгорукова. После свадьбы молодая чета поселилась в Петербурге в собственном доме. С началом русско-турецкой войны князь Василий Долгоруков отправился в действующую армию. Он участвовал во взятии Очакова, за что был награждён орденом Св. Георгия 2-й степени.

Долгорукова блистала в свете. Она считалась одной из самых изысканных женщин Петербурга. Это, впрочем, не мешало ей оставаться заботливой матерью и хозяйкой дома.

Картина из экспозиции ДВХМ это, возможно, фрагментарная копия картины Вуаля Жан — Луи (француз, придворный живописец Павла I) «Портрет Екатерины Фёдоровны Долгоруковой с детьми».

Жан-Луи Вуаль, Портрет княгини Екатерины Федоровны Долгоруковой с сыновьями Василием и Николаем, 1789, ГТГ

Высокий социальный статус модели подчёркнут её дорогим туалетом. Атласное платье в английском стиле, дополненное лёгким белым платком — фешю, прикрывающим декольте, и пышный кубовидный парик являлись непременными атрибутами модниц конца 1780-х годов.

Приоритетной целью Вуаля является демонстрация глубокой эмоциональной близости детей и матери. Княгиня ласково привлекает к себе сыновей, так что визуально все три фигуры вписываются в единый силуэт. Объединяющий всю картину неяркий серебристо —голубоватый колорит также подчёркивает гармонию семейных отношений.

Вуаль — один из крупнейших мастеров портрета в России последней трети XVIII столетия, ученик Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В начале 1770 годов прибыл в Петербург, в 1788 был Советом Императорской Академии художеств назначен в академики. Для его искусства характерны высокий уровень художественной культуры, свойственный французской школе, вместе с тем сдержанно-внимательное, деликатное отношение к модели, которое сближает его с русскими мастерами.

Наделённая сценическим талантом, именно Екатерина Фёдоровна ввела в Петербурге моду на домашние спектакли, в которых принимала живейшее участие. Спектакли разыгрывались в доме у княгини Долгоруковой, причем главные роли весьма успешно и с большим талантом исполнялись самой хозяйкой, которая замечательно пела.

В 1812 году Екатерина Фёдоровна овдовела. В 1816 году она была пожалована в кавалерственные дамы, 22 августа 1826 при коронации Николай I в статс-дамы, а в 1841 году получила орден Святой Екатерины большого креста.

Скончалась в возрасте восьмидесяти лет, была похоронена рядом с мужем в церкви при усадьбе Рузского уезда Московской губернии.

Ольга Козарезова, специалист по просветительской деятельности ДВХМ

В ТЕМУ:
Илье Репину — 180 лет. Истории дружбы художника с деятелями искусства

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен