В фондах Дальневосточного художественного музея хранится картина «Полдень в яслях», написанная в 1961 году замечательным художником Марией Савченковой. Посетители музея знают ее по выставочным проектам, связанным с темой соцреализма в искусстве.

Мария Владимировна родилась в 1917 году и прожила долгую, насыщенную событиями жизнь. Училась она в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова в ту пору, когда там преподавали прекрасные художники во главе с Игорем Эммануиловичем Грабарем. Среди студентов было много талантливых, высокоодаренных. Еще будучи студенткой, Савченкова встретила человека, который стал ее верным другом, а затем мужем. Это был Василий Кириллович Нечитайло, замечательный человек и художник. Оба — южане. Они беззаветно любили свой кубанский край, степи, станицы, весь казачий быт и вольных, красивых людей, живущих там.

Тематика произведений художницы определилась естественно и органично: крестьянский быт и семья. Жизнь семьи, ее радости и горести, любовь и работа — вечная тема материнства — основное содержание ее творчества. В картинах художницы нет умилительной сентиментальности, но ее матери обаятельны, нежны, а детишки радуют здоровьем и привлекательностью. Мария Владимировна часто писала портреты молодых девушек, раскрывая прекрасные человеческие черты даже у тех, кто не отличается чисто внешней красотой. Образам, созданным художницей, свойственна душевная чистота.

Задумав картину, Савченкова старалась найти подходящий типаж не среди профессиональных моделей, позирующих художникам, а среди обыкновенных людей. Искала порой, как режиссер ищет актрису на нужную роль. Ей была важна естественность во время художественных сеансов, чтобы не требовалось просить модель «войти в образ». Именно поэтому так красивы, естественны и органичны на ее холстах «замечательные женщины», как говорила о них сама художница.

В своих «семейных» картинах Мария Владимировна воспевает простоту и искренность отношений, счастье, единство семьи, в которой соединяющим звеном являются дети. Художница относилась крайне требовательно к своему творчеству. Обладая отличным глазом живописца, она по многу раз переделывала свои работы, желая достигнуть лучшего. Очень любила солнце. Ее работы всегда полны света и отличаются тонкой живописностью.

Все это в полной мере воплощается в картине «Полдень в яслях», которая наполнена солнечным светом и практически осязаемым ощущением счастья и тепла.

Заведующий научно-просветительским отделом

Волочкова И.Н

В ТЕМУ:
Школьные каникулы в работах Дмитрия Романюка из коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен