Летняя пора, наполненная бесконечными играми, встречами, ощущением свободы и беззаботности жизни, — пожалуй, одно из самых ярких и теплых детских воспоминаний у каждого из нас. Неслучайно столько «летних» произведений создано художниками в разные эпохи.

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится немало посвященных лету и школьным каникулам живописных и графических произведений. Среди них выделяются работы хабаровского художника Дмитрия Андреевича Романюка (1932—1992), в которых особенно чувствуется радостное восприятие жизни, трепетное отношение к миру детства.

Романюк родился и получил начальное художественное образование в Приморье. Продолжил обучение в Харькове, после чего вернулся на Дальний Восток. Этот регион стал главным источником его вдохновения. В путешествиях на Чукотку и Курилы, Охотское побережье и Командоры художник не расставался с карандашом и блокнотом, чтобы затем его впечатления воплотились в графических листах.

Любимыми моделями Дмитрия Андреевича были дочери. Наблюдая за ними, за их детскими радостями и заботами, художник создавал множество композиций на тему детства. Дети на работах заняты простыми ребячьими делами: они играют на старом корабле, стоящем на берегу, рисуют, внимательно слушают сказки. Мир серии «Детство», населенный юными героями Романюка, — разноцветный и теплый. Неслучайно художник использует сочные плотные цвета, которые дают такие техники, как гуашь и темпера.

Картон «Малмыж» (главное фото), созданный Романюком в 1987 году, наполнен абсолютной гармонией человека и природы. С играющими на свежем воздухе детьми «дружат» свободно гуляющие группы животных — коровы, козы, свиньи. Группы детей и животных написаны в одинаковой светлой гамме, они словно растворяются в окружающем их пейзаже, становятся частью яркого мира природы, в котором они живут.

В «Конце лета» (1987, темпера, гуашь, рис.1) большая группа детей, уже уставших от бесконечного летнего отдыха, играет в спокойные, тихие игры. Они сидят на длинной скамье, словно птенцы на ветвях, и делятся своими впечатлениями о завершающихся каникулах. Деревья на заднем плане уже окрашены в осенние краски — они пестрят желтым, бордовым, коричнево-рыжим… У ног ребят лежат опавшие листья и вертятся вечные друзья — собаки.

(рис.1) Д.А. Романюк - Конец лета

Настоящим Островом детства предстаёт перед зрителем мир «Родного села» (1987, темпера, гуашь, рис.2), еще одной работы серии. Мы смотрим на село глазами юной художницы. Она пишет свою малую родину и видит её яркой, разноцветной, уютной.

(рис.2) Д.А. Романюк - Родное село

К образу юной художницы Дмитрий Романюк обращался несколько раз, воплощая его и в карандашном рисунке «На этюдах» (рис.3), и в линогравюре «Рисунок с натуры» (рис.4), и в холсте «Село родное» (рис.5). Для всех этих работ характерно искреннее желание передать сосредоточенность и погруженность в процесс юного творца.

(рис.3) Д.А. Романюк - На этюдах
(рис.4) Д.А. Романюк - Рисунок с натуры
(рис.5) Д.А. Романюк - Село родное

Все произведения Дмитрия Романюка, в которых главными героями выступают дети, наполнены светлым, трепетным и нежным отношением к ребенку.

Константинова Марина, специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
Камчатские экспедиции Витуса Беринга: судьба командора и великие географические открытия

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен