В Дальневосточном художественном музее открылся выставочный проект «ШУМ» (0+) из коллекции Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре. Проект призван представить коллекцию музея во всем ее тематическом, художественно-эстетическом, жанровом и идейном разнообразии. Среди художников, чье актуальное творческое наследие вызывало и продолжает вызывать множество дискуссий, обсуждений и научных исследований, есть одно имя, прогремевшее на весь мир. Лев Бакст – величайший театральный художник, прекрасный рисовальщик, тонкий живописец и непревзойденный мастер линии. Именно линия – эмоциональная, плавная, изощрённая, стала визитной карточкой его творческого достояния.

В 1866 году в городке Гродно в семье ученого-талмудиста Израиля Розенберга родился мальчик, которому дали имя Лейб-Хаим Розенберг. В дальнейшем Лейб стал Львом. Детство его прошло в Санкт-Петербурге, где жил богатый портной дедушка, любивший светскую жизнь. Именно дедушка оказал влияние на будущего художника, так как в прошлом являлся парижанином и в свою квартиру на Невском перенес шик французского салона. От матери маленький Лейб-Хаим унаследовал любовь к книгам.

В раннем возрасте у Льва открылась тяга к живописи, но родные противились, так как «не еврейское это дело – заниматься живописью». Но отец был человеком толерантным и чтобы понять серьезность художественных намерений сына, через знакомых обратился к скульптуру Марку Антоколькому. Мастер посмотрел рисунки, нашел в них несомненные признаки таланта и настоятельно посоветовал учиться.

С 1883 по 1887 год юноша Розенберг стал вольнослушателем в Академии художеств. Но академические каноны расходились с современными веяниями эпохи, из-за чего желание учиться у студентов отбивалось. Сам Бакст учился не слишком прилежно, конкурс на серебряную медаль провалил, после чего покинул Академию.

Портрет Сергея Дягилева с няней. Лев Бакст. 1906

В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Львом Бакстом. В это время он занимался живописью в мастерской Альберта Бенуа. Самостоятельно зарабатывал на жизнь и оплату уроков, расписывая спичечные коробки, небольшие афиши и иллюстрации к детским книгам. Немного погодя Бакст вступает в кружок самообразования, организованный известным русским художником, историком искусства, художественным критиком Александром Бенуа. В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники, искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем знаменитое художественное объединение «Мир искусства».

Журнал «Мир Искусства».

В 1898 году кружок, в который входил Бакст, выпускает первый номер журнала «Мир Искусства» - органа художественного объединения и группы писателей-символистов. В художественном журнале были представлены работы выдающихся мастеров русской и зарубежной живописи. Каждый номер издания был неповторим, показывал высокий художественно-эстетический уровень, тем самым являлся новым веянием и влиял на искусство на рубеже веков.

С 1909 года Лев Бакст вошел в балетную группу создателей «Русских сезонов», организованных в Париже Сергеем Дягилевым. Именно русский балет покорил французскую аудиторию, вызвав восторг и бурные аплодисменты. Триумф дягилевских «Русских сезонов» был обязан особому «бакстовскому» стилю, где переплетались магические восточные орнаменты и буря красок. Самые известные декорации Бакста для дягилевских балетов – «Клеопатра» 1909 г., «Шахерезада» 1910 г., «Карнавал» 1910 г., «Нарцисс» 1911 г., «Дафнис и Хлоя» 1912 г. В Париже он стал законодателем мод, дружил с Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Игорем Стравинским, Жаном Кокто и другими гениями той бурной эпохи. Бакст получил признание при жизни, что редко бывает с художниками, а разнообразие его наследия поражает и по сей день.

Эскизы костюмов к балетам «Призрак розы», «Женщины в хорошем настроении», «Послеполуденный отдых фавна», «Карнавал», 1911–1917 годы

В Дальневосточном художественном музее на выставке «Шум» находится эскиз костюма охотника к «Синей бороде», выполненный Бакстом в технике гуашь. Как известно, Лев Бакст своими театральными образами помогал хореографам в раскрытии собственного персонажа в балете. Эскиз охотника точно передает характерные черты сильного, мускулистого, одетого в шкуры мужчины с хитрым и одновременно грозным выражением лица.

Эскиз костюма охотника к «Синей бороде». Лев Бакст.

Популярность Бакста, его большая слава трагически отразились на его судьбе. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье. Лев Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн с ним случился «нервный припадок». Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Помочь ему не смогли.

Главное фото: Автопортрет. Лев Бакст. 1893


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен