Палехская икона XVIII века в коллекции ДВХМ
Палехская иконопись в русской художественной культуре — явление уникальное. Она в своих лучших произведениях XVII—XVIII веков по совершенству форм, колористической изысканности и тончайшей каллиграфии рисунка не уступает московской школе иконописи.
Название «палехская иконопись» произошло от одноименного поселения во Владимиро-Суздальской земле, первые упоминания о котором относятся еще в IX веку. Согласно легенде, здесь нашли пристанище древние иконописцы, бежавшие от татарских погромов в глухие отдаленные места из Суздаля и Владимира.
Удаленность Палеха способствовала тому, что там долго сохранялись иконописные традиции, поскольку старинные подлинники переходили из поколения в поколение. Их стиль вполне можно было назвать «греческим» и они были близки к старой суздальской школе. Самобытность школы определялась еще и тем, что в этих краях почти не появлялись приезжие мастера.
Палехский иконописец — это крестьянин, который писал иконы в свободное от полевых работ время, зимой, не спеша, качественно и добротно, а благодаря преемственности мастерства и сохранившимся традициям иконы оставались на высоком художественном уровне. Палехская школа известна целым рядом семейных династий талантливых иконописцев, которые и создали этот уникальный и узнаваемый стиль.
Иконам палехской школы свойственны сложные многофигурные композиции, обилие деталей и золота, уникальная техника светотени и изысканная орнаментальность. Вместе с тем, построение форм в иконе отличалось симметрией и законченностью. Фигуры святых, изображенные в свободных поворотах тел, имели вытянутые пропорции, но обладали и вещественностью, телесно они были частью земного мира, хотя внутренне пребывали уже в горнем.
После Октябрьской революции палехские династии художников стали перед выбором: продолжать писать иконы подпольно, «в стол», в ожидании лучших времен или попробовать подстроиться под настигшие людей перемены. Они выбрали второй путь — отошли от библейских сюжетов и переключились на орнаментальное искусство, сюжеты из русских сказок, пейзажи и жанровые сценки из деревенской жизни. Так появились знаменитые палехские шкатулки, ларцы, чайники, табакерки и пудреницы.
В собрании Дальневосточного художественного музея есть праздничная аналойная икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» палехского письма XVIII века, поступившая из Государственного Исторического музея в 1931 году. (рис.1)

В центре композиции находится сама Дева Мария и встречающий ее на пороге храма первосвященник Захария. Из апокрифической литературы II века, «Протоевангелия Иакова», известно, что родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна долго оставались бездетными и терпели несправедливые обвинения, поскольку бесчадие считалось наказанием за грехи. Их молитвы были услышаны, и уже в преклонном возрасте у них рождается дочь, которой суждено было стать матерью долгожданного Спасителя мира.
Согласно Преданию, когда Марии исполнилось три года, родители, следуя данному Богу обету, привели дочь в Иерусалимский храм, где она воспитывалась до 14 лет и получила там прекрасное по тем временам образование.
Ее фигура меньше всех остальных персонажей, присутствующих на иконе: самого первосвященника, провожающих ее родителей, праведных Иоакима и Анны, и сопровождающих ее юных дев. Но при этом она одета в мафорий — традиционную одежду взрослых женщин, покров, в котором мы привыкли видеть Богоматерь на иконах. В ее образе объединены детская открытость и чистота, зрелая вера и преданность Богу.
Довольно часто в иконах «Введение во храм» (и наша икона не исключение) фигура Пречистой изображается дважды (рис.2). В верхней части иконы она находится в «Святая святых» — самом сокровенном месте Иерусалимского храма, что указывает на то, что именно Мария станет матерью Мессии, который возьмет на себя грехи мира. Рядом с ней — ангел, питающий ее «небесным хлебом». В общении Богоматери с ангелом можно увидеть отсылку к другому важному событию христианской истории — Благовещению, которое случится несколько позже…

В собрании Дальневосточного художественного музея эта икона, обладающая лучшими качествами палехского письма, — единственная. Увидеть ее можно в постоянной экспозиции русского искусства.
А.А. Левченко, методист ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен