Представителей краевого бизнес-сообщества во главе с омбудсменом Олегом Герасимовым намедни пригласили в коворкинг-центр «Точка кипения» для того, чтобы обсудить возможность участия предпринимателей в обустройстве объектов придорожного сервиса на автомобильных трассах Хабаровского края. Рассматривались три дороги: Лидога-Ванино, Селихино-Николаевск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре - Чегдомын. Увы и ах! Никакой возможности открыть там свой сервис бизнесмены пока не усмотрели. дорога лидога ванино

Выход к океану

Возьмём трассу Лидога-Ванино, которая открылась в своём окончательном варианте совсем недавно. В настоящее время на всём её протяжении действует только одно кафе, хозяин которого в ближайшее время собирается закрываться, потому что его заведение не отвечает требованиям эксплуатации.

– Мы существовали ещё до полного окончания строительства этой трассы, – рассказывает предприниматель. – Но до сих пор не можем оформить съезд. Для этого нужно восемь миллионов, а где их взять? Сегодня напряжённость трассы в связи с её запуском в эксплуатацию поднялась ненамного, а скоро и вообще пойдёт на спад. Дорога ведь строилась по параметрам третьей категории (обычная дорога – Авт.). Мы хотели бы официально зарегистрироваться, когда только начинали работать, но – тупик! Спотыкаемся на категории трассы. Вопрос ставили ещё на уровне Шихалёва, и до сих пор никто его не решил и, как мы видим, не собирается. Всё дело в лесном фонде – там леса первой категории. А нам предлагают двухсотый километр, так что, может, мы даже совсем закроемся.

– Господа, мы и пригласили вас для того, чтобы услышать, какая поддержка в этом вопросе вам требуется от нашего правительства, – призывала к разговору заместитель министра инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Хабаровского края Наталья Рехтина. – Предлагаю прослушать информацию заместителя директора федерального казённого учреждения Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в ДФО «Дальний Восток» Алексея Альбертовского.

– На участке трассы Лидога-Ванино мы можем предложить вам три наиболее подходящие площадки для обустройства придорожного сервиса, – заявил г-н Альбертовский. – На 409-м, 427 и 428-м километрах справа, по ходу движения. Технические возможности там имеются, есть съезд. А дальше мы заключаем договор, вы оформляете землю под свой бизнес. Реально там можно заниматься предпринимательством, обустройством инфраструктуры. Правда, линии электроснабжения и связи там отсутствуют, но это уже не в наших полномочиях. Мы вам только сокращаем путь на получение технического соглашения.

– Мы хорошо понимаем, что в Хабаровском крае ощущается нехватка инфраструктуры, – вступил в разговор Олег Герасимов. – Но для бизнеса нужно подготовить площадку уже с инфраструктурой! Что нужно предпринимателям? Они должны понимать привлекательность этой точки для себя – можно или нельзя вести там бизнес, получать какую-то прибыль. Для чего тогда им вкладывать такие огромные средства? дорога лидога ванино

На это замечание омбудсмена предприниматели отреагировали бурно и предложили реализовывать подобные проекты на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП). «Хотя бы в части компенсации на дизельное топливо», – попросили бизнесмены, отметив, что по трассе действительно стало ездить лучше, и не обязательно на «крузаках».

– Сегодня проходимость трассы где-то в районе трёхсот автомобилей в сутки, – утверждают бизнесмены. – Вот было бы круто, если бы правительство Хабаровского края выдало нам какое-то коммерческое предложение!

Надо сказать, что на встречу были приглашены и научные умы, один из которых сразу заявил, что по режиму труда и отдыха водителей вообще-то на трассе черед каждые сто километров надо устанавливать пункты временной стоянки автомобилей.

– Но этого государство почему-то не сделало, хотя и обязано, – возмущались учёные. – Как тогда можно было принимать в эксплуатацию эту трассу? Эти три точки не решат проблему, их должно быть не менее двадцати! Надо подготовить техническое задание на их обустройство и объявить конкурс. А съезды и выезды, свет, канализацию, заправку ни один предприниматель в одиночку не потянет. Вы о чём вообще говорите?! На переправу в Ванино вон явилось сразу триста автомобилей, а там ни одного знака на английском языке! Это как? (Смех в зале: «нам бы на русском хотя бы!»). В Холмске резко подняли тарифы, и все автомобили вообще уходят на Владивосток. Нужна программа по формированию грузопотоков на краевых и федеральных трассах.

– Надо на федеральном уровне заниматься отведением дорог на территории Анюйского заповедника, – отметил Олег Герасимов. – Думаю, что тут может помочь решить проблему федеральная программа «Дальневосточный гектар».

Кстати, представителей Минимущества Хабаровского края на означенной встрече что-то не наблюдалось. дорога лидога ванино

Селихино и Чегдомын

Слово предоставили начальнику отдела земельных отношений и регистрации объектов КГКУ «Хабаровскуправтодор» Дмитрию Чиркову.

– Хабаровский край у нас занимает огромную площадь, – сообщил новость Дмитрий Анатольевич. – Протяжённость автомобильных дорог в крае составляет 3421 километр. С 2013 по 2018 годы мы сдали в эксплуатацию 273,4 километра дорог. Протяжённость трассы Селихино-Николаевск-на-Амуре составляет около 250-ти км, среднесуточная интенсивность движения – около трёхсот автомашин. Протяжённость трассы Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын составляет 534 километра. Интенсивность та же – около трёхсот автомобилей в сутки. Эта дорога пока, к сожалению, не достроена. Сейчас там строится два моста через реки Герби и Аякит. Эти мосты планируется сдать в 2021 году. Будет ещё три. В мае подрядчики планируют приступить к строительству дорожного полотна. В конце 2019 года был разыгран тендер, и сейчас отводится площадка под строительный городок.

На сегодняшний день на этих двух трассах существует 18 объектов дорожного сервиса. Требуется возвести ещё не менее десяти на каждую дорогу. Разрабатывается техническое задание на диагностику и паспортизацию существующих объектов, потому что они имеют стихийный характер. Это АЗС, кемпинги, шиномонтаж и другие. Они то закрываются, то открываются, и ни один предприниматель туда не зайдёт.

На трассе Селихино – Николаевск-на-Амуре расположено всего четыре населённых пункта. Автозаправка – только в Циммермановке. В общем, всё грустно, нет электричества. Что касается трассы Комсомольск-Берёзовый-Амгунь-Могды-Чегдомын, то на этой дороге нет дороги! Зато там есть электрическая линия. Правда, к РЖД вам трудно будет присоединиться, практически невозможно.

– Чтобы говорить о развитии придорожного сервиса, надо, в первую очередь, подумать о людях, – поднялся один из предпринимателей. – По этой дороге ездят одни лесовозы. По пятнадцать сразу и ещё больше после открытия Амурского перерабатывающего завода. Пылища там невообразимая! Скажите, ну кто в здравом уме поедет туда и будет останавливаться на такой трассе, чтобы подышать чистым воздухом? Вы это себе как представляете? дорога лидога ванино

– Может быть, мы бы и хотели там что-нибудь построить, отсыпать, но нам не дают ни места, ни грунта, – жалуется другой бизнесмен. – Вдоль трассы нет никаких условий ни для кафе, ни для кемпинга, а если углубиться в лес, то тут уже управление лесов вступится за особо охраняемые территории. Скажите, есть хоть какие-то перспективы по покрытию этой дороги?

– С нулевого по 29-й километр уже идут работы, но всё упирается в финансирование. Если говорить только о деньгах, то это, конечно, будет невыгодно для предпринимателей. Это должен быть только социальный проект, – согласился чиновник.

– Когда же будет сделана дорога? – поинтересовался Олег Герасимов. – Бизнес должен зайти на уже готовые площадки. На каком этапе строительства эти площадки будут готовы на междугородней трассе?

– Но в регламенте этого нет!

– Зато есть ГОСТы соответствия, и там должны быть и здания, и сооружения, – забеспокоились учёные. – Как планируются эти площадки? Вам что, мало пяти трупов в прошлом году на трассе Лидога-Ванино? Люди ехали и никуда не доехали!

– Бизнес идёт туда, где выгодно работать. Надо для начала подсчитать: 300 автомобилей в сутки – это много или мало? Ведь вложиться нужно много, – добавил ещё один бизнесмен.

– Нам бы льготное кредитование по ставке под 3,7 процента, как в Сельхозбанке. Тогда можно подумать, – предложили бизнесмены. – А связь? Как будет развиваться связь? дорога лидога ванино

– На трассе Чегдомын-Комсомольск как раз-таки всё неплохо, – вступил в разговор начальник отдела инфраструктурных проектов управления развития инфраструктуры связи министерства информационных технологий и связи Хабаровского края Сергей Сергиенко. – До настоящего времени на трассе Лидога-Ванино построено 12 базовых станций, работающих на автономных источниках энергии, чтобы люди могли хотя бы позвонить по телефону 112 и вызвать помощь с любого оператора и при «нулевом балансе». Альтернативных источников не хватает. В этом году построим ещё две базовые станции. Кстати, наша практика попала в перечень лучших практик по России. Правда, нам не совсем понятно, как без инфраструктуры покрывать связью автодороги. С краевыми трассами ситуация похуже, связь есть только в населённых пунктах. Но главное – начать. На трассе Лидога-Ванино у операторов до сих пор есть проблемы с землёй под установку вышек. Очень большие проблемы.

Но главная проблема, как выяснилось в конце встречи, отсутствие полной информации обо всём, что происходит на трассах. Предприниматели высказали своё «фи» Минрансу и попросили срочно устранить этот недостаток на сайте краевого министерства.

Ирэна Виноградова Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен