В залах искусства народов Дальнего Востока Дальневосточного художественного музея проходит выставка «Амур – река традиций». Организаторы выставки ставили перед собой цель не только продемонстрировать образчики народного приамурского искусства, но и проследить историю этого искусства, длинною в два века, через предметы коллекции.

Аборигены Дальнего Востока

Чтобы яснее представлять структуру экспозиции, условно поделим искусство на три типа:

1) Традиционное – ориентированное на устную форму передачи информации. Оно характеризуется взаимодополняемостью, вариативностью, наличием устойчивых структур, эстетическим, смысловым и утилитарным равноправием версий, без оригинала и первоисточника.

аборигены дальнего востока

2) Элитарное, в которой информация фиксируется знаком. Информация отделена от производящего её субъекта, а звучащий текст – от изобразительного и фиксированного, в результате чего появляется абстрактное мышление, а вместе с ним – философия и науки. Письменный текст – воплощение рациональности и линейности. Он оригинален и сложен.

3) Массовое, в основе которого – передача информации через демонстрацию визуального («экранная» культура). Сознание становится «клиповым», т.е. идея постигается эмоционально, а не интеллектуально.

В отличие от искусства цивилизаций с линейным развитием искусство народов коренных до определённого времени было цикличным и не знало разделений на элитарное, народное, популярное. Многие века оно (искусство) носило традиционный и утилитарный характер, причём эти черты неразрывны, это продиктовано самим жизненным укладом, не менявшимся столетиями. Столетиями не менялись и методы изготовления предметов, их сакральный смысл не подвергался сомнениям, как и не подвергались сомнениям их значимость и знаковость. Сами же орнаментальные мотивы уходят своими корнями в неолитический период, что было доказано в трудах многих этнографов. аборигены дальнего востока

На выставке традиционный тип искусства Приамурья наиболее ярко представлен произведениями XIX века – экспонатами первого выставочного зала: традиционными женскими свадебными халатами «сикке» и «амери», созданными полностью из природных материалов, берестяной и деревянной посудой, аксессуарами костюмов. В связи с малым количеством экспонатов этого периода и их неудовлетворительной сохранностью ими не мог быть заполнен весь первый зал, поэтому в экспозицию были введены предметы начала и середины XX века, т.н. «советского» периода. аборигены дальнего востока

аборигены дальнего востока

В советский период наблюдалось взаимовлияние «элитарного искусства» русских художников и традиционного искусства народов Приамурья. Национальные мотивы появляются в произведениях практически всех членов Союза художников. С другой стороны, наблюдается появление художников-профессионалов среди представителей коренных народов. Национальные мастера вписываются в систему творческой интеллигенции, приобретают профессиональные художественные навыки, становятся членами Союза художников, это связано с появлениями центров художественной профессиональной подготовки, например, художественно-графического факультета педагогического института, а также доступностью образования. Не обошлось без диспропорции в гендерном плане: традиционное искусство сохраняли и продолжали преимущественно женщины, тогда как элитарным искусством стали заниматься в основном мужчины.

В советский период традиционное искусство получает развитие. Его произведения становятся достоянием широкого круга зрителей, в том числе за рубежом. Это косвенно подтверждается анализом музейной коллекции народного искусства.

Основной фонд был заложен в 1930-60-х годах из предметов, созданных в конце XIX – первой половине XX века. Влияние советской культуры на искусство коренных народов отражено в традиционных нанайских коврах с советскими гербами в центре. Современные методы производства также начинают влиять на традиционные, что можно наблюдать в машинной строчке некоторых текстильных изделий. Из-за такого подхода к изготовлению в 80-е годы в текстиле появляется элемент китча, как например в халате с узорами из флюоресцентных ниток.

Основная часть изделий середины ХХ века экспонируется во втором выставочном зале. Здесь же представлены культовые предметы, отражающие верования коренных народов: деревянная пластика, изображающая духов, посуда, применяемая в медвежьем празднике. аборигены дальнего востока

Постсоветский период (1991 – настоящее время), представленный экспонатами третьего зала, характеризуется появлением третьего этапа в искусстве коренных малочисленных народов, который, возможно, начал зарождаться еще в китче советского периода. Это т. н. популярное, или массовое, направление повлияло на комплектование музейной коллекции. С 2000-х годов интенсивность приобретений резко снизилась.

Все больше народных мастеров сосредоточилось на создании продукции широкого потребления. Рассчитанная на продажу и продиктованная вступившей в силу рыночной экономикой, сувенирная продукция утратила утилитарную и эстетическую ценность. А за потерей функциональности, присущей традиционному искусству, уходит и смысловая наполненность произведений.

рис.3

Данная тенденция является проблемой для современного народного искусства. Мастерам в настоящее время невыгодно делать, например, халаты «сиккэ» и «амери», вырезать из дерева утварь по мотивам обрядовой атрибутики: эта работа занимает много времени, трудозатрат, требует приобретения дорогих качественных материалов, но в связи с отсутствием стабильного рынка сбыта уверенности у мастеров в востребованности этих предметов нет. Как итог, более простые в изготовлении сувениры занимают нишу традиционных вещей, из-за чего современными мастерами теряются вековые приёмы и методы ремесла. Качество уступает место количеству. Задача художественного музея – хранить предметы высокого искусства, поэтому сувениров на экспозиции вы не увидите.

Чтобы представить данный временной отрезок, в третьем зале выставлены вещи, сочетающие традицию и современность. К данным требованиям отлично подходит пластика Николая У, традиционные элементы костюмов, созданные из современных материалов на швейных машинках.аборигены дальнего востока

Дальневосточный художественный музей приглашает всех желающих на выставку «Амур –река традиций», чтобы приобщиться к прекрасному, уникальному искусству аборигенов Дальнего Востока и увидеть его путь от XIX до XXI века.

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ


  • «Характерные особенности искусства ульчей в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен