В залах западноевропейского искусства Дальневосточного художественного музея экспонируется живописная работа выдающегося фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (1568–1625). Этот художник вошел в историю искусства с двумя прозвищами: Цветочный и Бархатный. Очевидно, что первое прозвище связано с его любовью к написанию многочисленных цветочных композиций – натюрмортов и гирлянд. Второе прозвище, несомненно, связано с его бархатистой манерой письма. ян брейгель

Ян Брейгель Старший был вторым сыном великого нидерландского мастера XVI века Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Рано потеряв родителей, Ян Брейгель был воспитан бабушкой, художницей-миниатюристкой Марией ван Бессемер. Творческая атмосфера, в которой рос будущий художник, принесла свои плоды: мальчик рано понял свое предназначение быть живописцем. Он учился у антверпенских мастеров, затем поехал по традиции того времени в Италию завершать образование и знакомиться с античными подлинниками.

В Италии он познакомился с фламандским художником Полем Брилем. Именно манера Бриля, соединившая лучшие достижения итальянской и нидерландской пейзажных школ, оказала мощное влияние на становление художественного почерка Яна Брейгеля Старшего.

Музейный «Пейзаж» выполнен художником в продолжение традиций так называемого мирового (или космического) пейзажа. Особенности его выработаны северными школами Европы: нидерландской и немецкой. Художники, разрабатывавшие этот тип пейзажа, изображали в своих произведениях природу как часть мира, поэтому даже в самых небольших по формату работах открывается необъятная панорама, и что бы ни изображалось на переднем плане, будь то часть общего пейзажа, религиозная или бытовая сцена, взгляд зрителя поневоле уходит в глубину картины.

Ян Брейгель Старший, как и большинство северных мастеров, предпочитал работать на деревянных досках или медных пластинах. Последние, благодаря способности меди при окислении приобретать сине-зеленые оттенки, позволяли создавать очень насыщенные, глубокие нюансы синего цвета. Такой пронзительный синий как нельзя более точно передает холодное северное небо и в то же время создает пространство вневременное, Небесное.

Как и каждая ландшафтная работа Яна Брейгеля Старшего, музейный «Пейзаж» воспевает мир, окружающий человека: домики, дороги, повозки, телеги, утварь, домашних животных, самих людей в их житейских буднях, незамысловатых сценах привычной жизни маленького городка. Весь этот уютный многолюдный мир населяет нижнюю часть его пейзажей, туда же (в левую или правую часть картины) мастер вводит высокие деревья.

Кроны этих деревьев, порой срезанные у верхнего края картин, свидетельствуют о виртуознейшей технике Брейгеля, подтвержденной его прозвищем «Бархатный»: листва, прописанная мельчайшими мазками, действительно кажется велюровой, бархатистой. Затененный первый план, выполненный в традиционной коричневой гамме, резко сменяется нежным желто-зеленым средним, заполненным деревцами, домиками и фигурками гораздо меньшего размера. Средний план незаметно уходит все дальше, в глубину пространства, взгляд зрителя скользит по изгибам большой реки, которая и служит главным ориентиром этого движения. Последний, третий, план «окунает» взгляд зрителя в разнообразные оттенки синего цвета – пронзительно-холодного цвета Бесконечности.

Фролова Е. А.,

заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • «Княжна Вяземская, или История одного портрета из коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен