Наука и образование должны стать драйвером развития Дальнего Востока России. Как реализовать этот красивый наказ президента страны – приехали обсуждать высокие гости – министр науки и высшего образования России Валерий Фальков и министр по развитию ДВ и Арктики Алексей Чекунков. высшее образование

Чиновники приехали организовать и возглавить разговор между экспертами, а также, конечно, напомнить об «эмоциональном настрое на победу». Всё это важное действо именовалось стратсессией «Развитие науки и высшего образования на Дальнем Востоке».

Закрытые пространства обсуждения

Не простая, а стратегическая сессия проходила в Доме приёмов на ул. Шевченко, 3. Первоначально, как сообщалось, мероприятие предлагал провести губернатор Михаил Дегтярёв, ограничиваясь обсуждением только региональных вузов. Но федеральные министры решили расширить географию и говорили сразу обо всём образовании на Востоке России.

На мероприятие пригласили дальневосточных ректоров, проректоров, руководителей программ развития. Они должны были искренне рассказать о положении дел в учреждениях. Их приехали поддержать коллеги из Москвы и Крыма, которые подготовили выступления о своём опыте продвижения проектов.

Увы, пресса погрузиться во все образовательные проблемы просто не могла: по просьбе высокопоставленных гостей представителей СМИ вскоре после начала диалога попросили ... удалиться из зала!

Впрочем, по тем, несекретным моментам, что прозвучали до часа Х, можно сделать предположение – о каких методах «реанимации» высшего образования идёт речь.

Во-первых, в более чем 20 вузах и академических институтах края обучается каждый четвёртый студент ДФО. Высшие учебные заведения готовят кадры практически для всех отраслей региона. В то же время на заседании не преминули напомнить об оттоке населения и о задаче максимум – привлечь в наши вузы ещё больше иностранных студентов, которые получили бы диплом на востоке страны и остались здесь жить. К тому же специалистов почти по всем отраслям готовят, но они не удовлетворяют спрос там, где он высок.

Об этом в интервью каналу ГТРК «Дальневосточная» рассказал Алексей Чекунков. Глава Минвостокразвития не открыл Америку: чтобы повысить качество образования – надо чётко определиться со спросом и предложением в регионе. Этому способствует открытый диалог с работодателями, которые делают «бронь» специалистов на конкретные специальности в университетах, на них могут выделить бюджетные места, а студенты ещё и учатся бесплатно. Таков один из вариантов решения проблемы.

Оба министра заявили, что «взяли ситуацию под свой личный контроль», попутно возложив дополнительную ответственность за это и на глав регионов. Выправить ситуацию надеются в ближайший вузовский набор 2022 года.

Кампус на 15 миллиардов

Второй способ перезагрузки отрасли – тоже не нов. Это метод громких проектов. В Хабаровском крае один из таких мега-проектов продвигает (естественно, после одобрения президента) лично новый глава нашего региона. «Мощный потенциал в сфере образования» краевые чиновники собираются раскрыть при помощи так называемого межвузовского кампуса. Заявку на федеральное субсидирование строительства важного объекта уже отправили. По информации на сайте Минобрнауки России, в феврале 2022 года стартует второй отбор заявок на создание «кампусов мирового уровня».

Пока определили: место для консолидации молодых талантливых студентов и научных кадров появится недалеко от рассадника таких людей – в ТОГУ. Уже разработан пилотный проект и определено самое важно – бюджет в 15 млрд рублей. О сроках строительства пока не упоминают.

Зато известно, что в 2022 году в крае начнут возрождать ещё один важный объект. Там, так называемый «креативный кластер», будет генерировать инновационные решения – в области экспорта и не только. Это место назовут технопарком «Амур». Свои двери он планирует открыть в 2024 году, а расположен он будет также недалеко от ТОГУ.

Алексей Чекунков намекнул: эти важные объекты создадут здоровую конкуренцию инновационному научно-технологическому центру «Русский», который уже создали во Владивостоке на базе ДВФУ.

На стратсессии присутствовали руководители вузов ДВ и России

Третий способ мне смутно напомнил пропагандистские лозунги советских времён. Что-то вроде «молодым везде у нас дорога».

На стратегической сессии в Хабаровске министр Чекунков заявил: развитие нашего региона лежит на плечах молодых людей. От их вклада напрямую зависит социально-экономическое развитие ДФО. Мол, при правильном настрое и эмоциональной вере можно добиться любого «золота» на любых соревновательных площадках.

Подтягивая университеты, делясь с ними практическими рецептами того, как стать более привлекательными, чиновник, судя по всему, надеется зажечь эту искру внутри дальневосточных студентов. Мол, если воспитывать их нестандартными методами и внушать, что они конкурентны сверстникам из Кореи, Японии, Китая, США и Европы, то победы придут. Знай наших, учись у министров!

К слову, как сообщил уже Валерий Фальков, одной из задач хабаровской сессии было оформление конкретных предложений по развитию университетов макрорегиона. И куда эти предложения нести, точнее, где на них просить средства?

Грантовые (не)возможности

Ответ на этот вопрос знают в ТОГУ. Он стал первым вузом в Хабаровском крае, который получил 100 млн рублей на мероприятия по переходу учреждения к модели научно-инновационного центра и осуществлению стратегических проектов. ТОГУ вошёл в Топ-106 университетов страны, которые получили базовую часть гранта по федеральному проекту «Приоритет-2030».

Цель этого проекта Минобрнауки России – сконцентрировать интеллектуальные ресурсы более чем в сотне вузов. А уж эта умная сотня выполнит национальные цели страны – вплоть до 2030 года. То есть создастся некая элитная прослойка университетов, а остальные будут подтягиваться до их уровня.

Программу развития высшего образования ДВ попытаются реализовать через федеральный проект "Приоритет-2030"

Вступить в программу со своими проектами могут не все желающие, а только те, которые подойдут под четыре группы критериев. Среди критериев отбора элиты – академический потенциал, реализация творческих и социально-гуманитарных проектов, а также о развитие цифровых – куда без них – навыков. высшее образование

Получается, чтобы осуществить модернизацию высшего образования на Дальнем Востоке, нашим вузам предлагают писать проекты под конкретные критерии, выдерживать конкуренцию на федеральном уровне, получать грантовые средства и отчитываться по тратам в Минобрнауки РФ. высшее образование

Приведёт ли это к долгожданному модернизационному взрыву или к появлению новой бюрократической волокиты с бумагами? А, может, региональные университеты массово переводят на «грантовую иглу»? Интересно было бы послушать экспертов. Естественно, когда закрытые двери откроют, тогда нам и расскажут «совершенно несекретную» информацию о том, что же на самом деле происходит сейчас с системой образования в России... высшее образование

Фото и видео автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен