Красивые костюмы, волшебная атмосфера, экзотическая музыка, плавные движения и красавица-танцовщица — все это восточные танцы. В странах Азии, Египте, Турции они распространены и являются национальным достоянием. А популярны ли восточные танцы в Хабаровске и насколько сложно их освоить, корреспонденту сайта Хабинфо рассказала руководитель студии восточного танца «Гюльчатай» Ольга Андрейко.
Восточные танцы в Хабаровске — жаркая танцевальная стихия
— С какого возраста вы стали заниматься танцами?
— Танцами я начала занимаюсь, когда мне было три года. И в этой стихии я уже больше 15 лет.
— Вы сразу выбрали восточные танцы?
— Для занятий любыми танцами нужна подготовительная база. Я не исключение, поэтому сперва это была, конечно же, общая хореография. Потом получила специализацию, занималась современной хореографией, народными танцами, а потом был «восток».
— Что повлияло на вас при выборе этого направления?
— Я начала заниматься этим давно – в 2001 году. Тогда как раз по ТВ показывали сериал «Клон», который был очень популярен. Все были под впечатлением. Сериал поднимал тему любви и свободы женщины в этой культуре. Красивые виды Марокко (место, где разворачиваются действия сериала), привлекательные костюмы женщин и танцы — такое не сразу забывается.
Когда я пришла в танцы, в Хабаровске было всего несколько школ, где обучали восточным танцам. Занятия в основном проходили в вечернее время, поэтому, чтобы было не страшно возвращаться домой, выбрала школу рядом.
— Насколько профессионален был подход к обучению восточным танцам?
— На самом деле, школы в то время не отличались особым профессионализмом в этой сфере. Был примерно один уровень во всех — средний. Мы учились по кассетам и дискам, смотрели восточные фильмы. Не было сильных преподавателей и точного знания, как исполнять этот танец. Если педагог ездил в Египет и учился танцам, он был «бог» (смеется).
— А как обстоят дела сейчас?
— Сейчас возможность учиться есть у любого человека. Хочешь — занимайся в студии, улучшай навыки и технику там. Педагоги школ периодически ездят учиться и повышать свою квалификацию, а потом передают опыт ученикам. А если денег на тренеров нет, существует много видеоуроков, мастер-классов. Можно самостоятельно обучаться. Век интернета дал нам возможность немножко сэкономить на любимом занятии и приблизиться к мечте.
— Восточный танец имеет много направлений, какому отдаете предпочтение вы?
— Восточный танец — это понятие обширное. Есть стиль «ориентал» — это классический танец живота. Есть «фьюжн» — объединение различных стилей танца, музыки и костюмов разных культур, «трайбл» — движения в этом стиле как медленные, завораживающие «змеиные», так и резкие отточенные акценты, ложащиеся на сложный музыкальный ряд, «трайбл фьюжен» — когда танцуют под аккомпанемент барабанщиков. Направлений много и все они по-своему интересны. Такой обширный выбор дает возможность изучать культуру разных стран.
— В восточные танцы нужно приходить с ранних лет или танцу все возрасты покорны?
— Танцу, действительно, все возрасты покорны. Детки, приходящие в 3-4 года, нуждаются в базе —классической хореографии. Мы ставим им стопу, корпус, разрабатываем «выворот». Очень важно иметь правильный подход к детям, чтобы, например, девочка 7 лет на всех своих выступлениях выглядела не женщиной в детском теле, а ребенком.
Когда приходит взрослый человек, ему осваивать танцы эмоционально легче, и не обязательно иметь базу. Танец, как я считаю, не имеет каких-то ограничений. К нам приходят люди и в 30, и в 50 лет, в основном это женщины с девизом «Очень хочу, давно мечтала». И все можно освоить. Вопрос только в желании, а остальное придет.
— Я читала о том, что танец живота исполняют и представители мужского пола. Вы с таким сталкивались?
— У нас в школе нет мужчин, да и по Хабаровску я таких не припомню. Но в России есть школы, в которых занимаются и преподают мужчины. Их много, они успешно выступают. А мнений на этот счет достаточно: для кого-то это странно, а для кого-то наоборот нормально. Я отношусь к этому спокойно. Но есть стили танца общие, а есть только для женщин — классический, например. А вот фольклорное направление подойдет для всех.
— Бытует распространенное мнение, что танец живота — это очень легко, а девушки, которые его исполняют, несерьезные. Вы сталкивались с таким?
— Много раз. Люди говорят, что это очень легко: «бедрами потрясла, руками помахала и все». Да, танец выглядит легким, но это впечатление обманчиво. У нас считают, что танцовщица — это ветреная девушка, обделенная особым интеллектом, и неважно, кто это: балерина или исполнительница восточного направления. Мол, танцевать — это же не бухгалтером работать.
На самом деле, работать телом — это большой труд. Люди поймут, насколько это сложно, наверное, только тогда, когда попробуют сами. А вообще, многое зависит от танца и исполнения: как себя подашь, так и люди будут тебя воспринимать.
— Главный инструмент танца — это тело, главная деталь — костюм. Как вы подбираете наряды?
— Главная задача костюма — подчеркивать фигуру, погружать в атмосферу Востока и, конечно же, помогать танцовщице в работе: не зажимать ее движения, не расстегиваться, не болтаться, что иногда случается. Поэтому наряды обычно мы шьем сами, либо заказываем у дизайнеров восточных костюмов. Также девушки могут перекупать костюмы друг у друга и доделывать их: дошивают камни, либо создают интересный крой. По поводу проката я понимаю, что костюмы стоят денег, и не маленьких, но я против этого, так как образ индивидуален.
У каждого направления свой костюм, следовательно, встает необходимость приобретать несколько нарядов. Как правило, в фольклорном танце есть свои стандарты: это народные, закрытые платья. Если “ориентал”, то это открытый наряд: лиф, пояс и юбка. У меня, например, более 20 костюмов, а у ученицы обычно 2-3. Коллективные костюмы зависят от количества номеров.
— Какие трудности встают на пути изучения восточного танца?
— Как правило, люди стесняются. Приходят с комплексами, недооценивают себя, но мы работаем с учениками. Потом люди смотрят на себя по-другому, потому что меняются как внешне — осанка выравнивается, уходят даже лишние килограммы, так и внутренне — улучшается настроение, появляется уверенность в себе. Они становятся открытыми, и даже в личной жизни у некоторых начинается белая полоса. Например, недавно у нас женщина вышла замуж. Она благодарила нас за возможность быть любимой.
Приходят женщины в возрасте, так сказать, леди за 40, 50. У них уже существует багаж каких-то внутренних зажимов и проблем со здоровьем. Но это не помеха, все можно освоить, если есть желание. Работают, танцуют и в итоге выступают на сцене и даже на международных конкурсах. Мы ими гордимся.
— Какая польза от восточных танцев?
— На мой взгляд, это укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Мы тренируем сердце, заставляем его работать активнее, выравниваем осанку, улучшаем работу малых суставов. У людей развивается также гибкость. Бытует еще мнение, и оно отчасти правдивое, что восточные танцы улучшают кровообращение в области малого таза, что помогает женщинам, у которых проблемы с зачатием, забеременеть. Улучшение здоровья и физического состояния человека возможно не только за счет спортзала, но и за счет танцев.
— Вы профессионал своего дела, поделитесь секретом, как вы ставите восточный танец?
— Я считаю, что танец должен ставиться под человека. Все мы индивидуальны, ученик не должен быть копией своего учителя. Танец должен идти человеку, должен раскрывать его индивидуальность, подчеркивать плюсы и скрывать недостатки. Если человек эмоциональный, его танец будет живым, резким, а если натура более мягкая и женственная, тогда твой танец будет пластичным, медленным.
Все зависит от того, сколько танцор вложит души в танец, каждое движение можно станцевать по-разному, например, можно поднять руку так, что зритель будет наблюдать, не отрывая глаз, а можно сделать резкое движение, заставив зрителя вздрогнуть.
Кожевникова Татьяна
Фото автора, некоторые предоставлены студией восточного танца «Гюльчатай»