Эжен Франсуа Видок – личность легендарная. Этот человек совершил немыслимую карьеру: от преступника-каторжника он прошёл путь до начальника Главного управления национальной безопасности (отделение французской полиции), а затем стал одним из первых частных сыщиков. Его записки, большая часть которых, предположительно, написана «литературными неграми» по его собственным заметкам, – это не только увлекательная история его приключений, но и прекрасный источник о жизни криминального мира Франции.
По ним можно познакомиться с судьбой Видока, узнать, как он отрешился от преступной жизни и стал по другую сторону закона от своих бывших подельников, познакомиться с различными категориями преступников Франции, а также получить рекомендации по мерам безопасности, которые следует принять, чтобы не стать их жертвами. Вы можете не поверить, но некоторые из мошеннических схем, описанных Видоком, живы и в наши дни.
Не стоит недооценивать и огромное культурное влияние, которое оказала история Видока на мировую литературу. Он упоминается в первом детективном рассказе «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По, с него частично срисованы Рокамболь из серии авантюрно-уголовных романов Понсона дю Террайя, Вотрен из произведений «Человеческой комедии» Бальзака, сыщик Лекок из книг Эмиля Габорио и джентельмен-грабитель Арсен Люпен из романов и рассказов Мориса Леблана.
Даже знаменитое традиционное для многих детективов противостояние частного сыщика и полиции ведёт свои корни от Видока, которого «в штыки» воспринимали его полицейские-коллеги за криминальное прошлое. Разумеется, не обошёл вниманием легендарную личность и кинематограф. К выходу фильма «Видок: Охотник на Призраков» мы решили познакомить наших читателей и с другими экранными появлениями знаменитого сыщика-преступника. А начнём, как всегда, с новинки.
«Видок: Охотник на Призраков» («L’Empereur de Paris») (16+). Фильм «Видок: Охотник на Призраков» (в оригинале «Император Парижа»), открывший Московский международный кинофестиваль 2019 года, выходит в отечественный прокат 25 июля. Он уже успел получить смешанные отзывы как у себя на родине, так и среди российских кинокритиков, поэтому попытаемся разобраться, что же ожидает зрителя.
Начнём с главного: к «Запискам Видока, начальника Парижской тайной полиции» (именно так называются его мемуары) фильм имеет отдалённое отношение, хотя некоторые узловые моменты его жизни переданы верно. Побеги из тюрем, попытка заниматься обычной торговлей, невозможность вырваться из криминального окружения, начало работы осведомителем и сколачивание отдела из таких же бывших преступников – всё это было в его биографии.
Однако, как это и свойственно художественному произведению, правда в фильме тесно переплетается с вымыслом, и основной сюжет о глобальном противостоянии с бывшим «коллегой» по ремеслу, претендующим на звание чуть ли не криминального императора Парижа исключительно на совести сценаристов. С другой стороны, историчности ленте добавляют прекрасные костюмы и декорации, погружающие зрителей в обстановку начала XIX века. Фильм даже номинировался на премию Сезар за костюмы и работу художника-постановщика.
Новую экранизацию приключений Видока снял Жан-Франсуа Рише, а главную роль исполнил Венсан Кассель. Это не первая их совместная картина – актёр и режиссёр уже работали вместе над лентами «Этот неловкий момент» (2015) и «Враг государства № 1» (2008). Увы, несмотря на хорошую актёрскую игру, фильм может показаться затянутым из-за своей продолжительности в два часа. Заметна и некоторая экономия бюджета, что делает его ближе к телепроектам. Но любители исторических драм и криминальных сюжетов получат от ленты свою порцию удовольствия.
«Видок» («Vidocq») (16+). Самой известной экранизацией приключений Видока стал французский фильм «Видок», увидевший свет в 2001 году. Хотя, экранизацией его можно назвать с очень большой натяжкой. Сюжет ленты не имеет никакого отношения к подлинной жизни этой легенды. Лишь кратко зрителю проговаривают основные вехи его биографии, из чего можно узнать, что Видок – бывший каторжник, сдавший собственных подельников и дослужившийся до начальника полиции, а теперь занимающийся частным сыском за деньги. Всё остальное в ленте не имеет никакого отношения к реальным событиям.
Те, кто ждал от «Видока» детективной истории в антураже Франции первой половины XIX века, оказались разочарованными. Вместо сюжета из криминальной жизни Парижа, их угостили мистической историей о бессмертном Алхимике, от которого отскакивают пули. Он носит зеркальную маску, снайперски стреляет из молниемёта и питается душами. Фильм пришёлся по душе эстетам и внёс вклад в мировой кинематограф своими техническими достоинствами, став первой лентой, полностью отснятой на цифровую видеокамеру. Картина получила пять наград Международного кинофестиваля в Каталонии (за грим, музыку, спецэффекты, лучшее режиссёрское откровение и лучший фильм) и две награды кинофестиваля «Фантаспорту» (за лучшие спецэффекты и Серебряный гран-при за Европейский фэнтези-фильм).
Снял ленту Жан-Кристоф «Питоф» Комар – прекрасный мастер визуальных эффектов, в режиссёрской карьере которого пока только три фильма (один из них – провальная «Женщина-кошка», получившая четыре «Золотых малины»). Роль Видока исполнил Жерар Депардье. Знаменитый актёр неплохо вписался в образ не только своей игрой, но и внешними данными (по описаниям Видок был крупного телосложения).
Стоит ли смотреть эту ленту? Да, если вы – поклонник Жерара Депардье и визуальных эффектов Питофа. Только учтите, что режиссёр слишком упивается возможностями современной камеры, что не лучшим образом отражается на динамике фильма. Да, тем кто ловит эстетическое удовольствие от мастерски поставленного кадра, лента может прийтись по душе, а вот любителям реалистичных детективных историй следует оставить фильм в прошлом.
«Новые приключения Видока» («Les nouvelles aventures de Vidocq») (16+). Французский телесериал «Новые приключения Видока», увидевший свет в 1971 – 1973 годах, рассказывал историю легендарного служителя закона в тринадцати сериях двух сезонов. И хотя сериал не демонстрировался на российском телевидении, отечественные зрители могут с ним познакомиться на просторах интернета благодаря наличию русских субтитров, созданных переводчиком под ником Финекапа (undinos@rambler.ru).
Создали проекта – режиссёры Жорж Нево и Марсель Блювал – сняли его как продолжение своего более раннего сериала «Видок» 1967 года, правда, с другим исполнителем главной роли. Телесериал 70-х годов рассказывает о службе Видока в полиции и созданном им отделе из бывших преступников. В отличие от описанных выше фильмов, это более авантюрное произведение. Изящный, остроумный, динамичный, с бурными эмоциями и нотками грусти, сериал богат всем тем, за что мы любим французское кино 60-х – 70-х годов.
Да, это телевизионный проект, поэтому в чём-то он уступает полнометражным французским картинам, но от этого он не становится хуже. От реальных мемуаров Видока тут тоже не так уж много, зато к исторической части создатели подошли очень ответственно. И дело не только в костюмах и декорациях – приключения Видока разворачиваются на фоне важных исторических событий: ссылка Наполеона на Эльбу, его знаменитые 100 дней, противостояние роялистов и бонапартистов.
Но в отличие от «Записок Видока», в которых в основном описывается его работа на улицах Парижа, в сериале герою часто приходится вращаться в высшем свете, а главной сюжетной линией становится его противостояние опасной авантюристке «баронессе». В исполнении Клода Брассёра, представившего своёго героя более утончённым, обаятельным, эксцентричным и способным на отчаянные авантюры, Видок более походит на своего дальнего литературного потомка – Арсена Люпена.
Сериал можно порекомендовать любителям подобного «старого» французского кино. И хотя избалованным современными многосерийными проектами зрителям он может показаться менее выразительным и скучноватым, стоит дать ему шанс. По крайней мере, поклонники французского кинематографа и сериала «Николя ле Флок» вряд ли будут разочарованы.
«Скандал в Париже» («A Scandal in Paris») (16+). Вышедший в 1946 году американский фильм «Скандал в Париже» взял за основу один эпизод из жизни Видока. В его биографии был случай, когда приятель пытался сосватать его к обеспеченной нидерландской баронессе, выдавая за французского дворянина, потерявшего всё во время революции. До брака дело не дошло – мучимый угрызениями совести Видок признаётся ей в обмане и отправляется в дальнейшие скитания. Создатели фильма значительно приукрасили историю.
Видок предстаёт в нём циничным обольстителем, решившим вместе с приятелем ограбить старую маркизу, к которой он приезжает под видом родственника её старого знакомого. Попутно герой метит на место шефа полиции и одновременно планирует провернуть ограбление Парижского банка. Казалось бы, ничто не заставит сойти с преступной дорожки столь прожжённого авантюриста, но, как говорят французы, шерше ля фам…
Фильм снял режиссёр Дуглас Сирк, которого по достоинству смогли оценить лишь после того, как он завершил карьеру в кино. Его фильмы имели кассовый успех, но критиками он был признан классиком кинематографа только когда прекратил снимать. Главную роль исполнил актёр Джордж Сандерс, который до этого сыграл в нескольких фильмах ещё одного литературного наследника Видока – Саймона Темплара по прозвищу Святой.
Лента понравится поклонникам чёрно-белого американского кинематографа, но, скорее всего, оставит равнодушными значительную часть современных зрителей. И хотя это далеко не самый лучший фильм в карьере Дугласа Сирка и Джорджа Сандерса, да и к историческому Видоку он имеет весьма отдалённое отношение, мастерская режиссура первая и прекрасная игра второго превращают ленту в классическую американскую мелодраму, характерную для периода 40-х – 50-х годов. Официального издания в России этого фильма не было, но и его можно найти на просторах всемирной паутины в переводе Conrad_Siegfried и озвучке Виктора Рутилова (fiendover).
- «Собачья жизнь 2» и ещё четыре семейных картины 2019 года», смотрите материал по ссылке.