• Город
    • История Хабаровска
  • Аналитика
  • Бизнес
  • Витрина
  • Люди
    • Образ жизни
  • Развлечения
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Афиша на неделю
  • Здоровье
  • Объявления и услуги
  • Добавить новость
  • Город
    • История Хабаровска
  • Аналитика
  • Бизнес
  • Витрина
  • Люди
    • Образ жизни
  • Развлечения
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Афиша на неделю
  • Здоровье
  • Объявления и услуги
  • Добавить новость
Палеолитическая Венера в коллекции Дальневосточного художественного музея
Сайт ХабИнфо
Дальневосточный художественный музей

Палеолитическая Венера в коллекции Дальневосточного художественного музея

14 января, 2021

Венера – древнеримская богиня красоты и любви. Статуи этой богини – образец совершенной женской красоты. Но за статуэтками эпохи палеолита также закрепилось это имя, хотя представляют они совершенно иной тип женской фигуры. Да и акцент в них сделан вовсе не на красоте лица и тела. Эти произведения круглой скульптуры из кости, небольшого размера (5–10 см), созданы по общему принципу: статичная фронтальная композиция, обобщенные формы, гипертрофированная средняя часть фигуры (грудь, бедра, живот, ягодицы) подчеркивает признаки женщины-матери, голова и конечности воспринимаются как нечто второстепенное – они уменьшены и слабо моделированы. венера богиня

венера богиня

Венера Виллендорфская

Женщина здесь выступает как воплощенное «чрево-утроба», «живот-жизнь-дающий», как символ плоти и пола, средняя часть фигуры трактуется как некое массивное «вместилище». Образ матери-прародительницы и в жизни, и в творчестве эпохи матриархата играл огромную роль. Женские статуэтки встречаются во многих местах, где жил человек позднего палеолита. Несмотря на малые размеры, все эти фигурки отличаются монументальностью и четким конструктивным построением. Самая прославленная из палеолитических «венер» – Венера Виллендорфская (Естественно-исторический музей, Вена).

Среди хранящихся в Дальневосточном художественном музее гипсовых статуэток, выполненных в 1920-е годы в Художественно-репродукционных мастерских Главнауки, есть повторение так называемой «Венеры бесстыжей». Фигурка высотой 8 см копирует оригинал из клыка мамонта, созданный в эпоху Мадлен (15 000–10 000 лет до н. э.). У этой статуэтки отсутствует голова, в отличие от большинства палеолитических «венер», она представляет тоненькую женскую (возможно, девичью) фигурку, с плоским животом и ярко выраженным надрезом под животом.

Палеолитическая Венера в коллекции Дальневосточного художественного музея

Венера бесстыжая

Еще одно ее название – «Венера де Вибрэ» – указывает на происхождение из коллекции маркиза де Вибрэ, обнаружившего ее и несколько других женских статуэток в 1864 году в Ложери-Басс на юго-западе Франции. Это были первые археологические находки статуэток верхнего палеолита. В настоящее время найденная маркизом «Венера» хранится в Парижском естественно-историческом музее.

Именно Вибрэ назвал свою находку «Венера бесстыжая», противопоставив её таким образом эллинистической «Венере стыдливой» (Venus Pudica), прикрывающей свою наготу. Самой известной скульптурой подобного типа является «Венера Медицейская» (Галерея Уффици, Флоренция).

венера богиня

Venus_impudique. Рисунок из книги К. Вёрмана (1907)

Карл Вёрман писал: «Хотя у торса нет ни головы, ни рук, ни нижней части ног, однако эта маленькая фигура, вырезанная из клыка, свидетельствует о том, что изготовивший ее вообще понимал взаимное отношение частей тела. …фигура из Ложери-Басса представляет собою шаг вперед в смысле воспроизведения человеческого тела, а до этой ступени не всегда достигает древнее искусство даже исторической эпохи.  венера богиня

Палеолитическая Венера в коллекции Дальневосточного художественного музея

Венера Медицейская

Означенные фигурки были, вероятно, не идолы и не игрушки, но свободные создания прирожденного стремления к искусству. Прежде всего мы видим в них попытки изобразить человека и, судя по их обломкам, находим, что в своем теле и голове оне представляли ту строгую симметрию, которую Юлий Ланге считает признаком всех изваяний до эпохи расцвета греческой пластики, и которую он назвал «фронтальностью».

В связи с отсутствием достаточного количества фактов до сих пор точно не известно об их функциональном назначении, в настоящее время среди археологов существует несколько версий: они могли быть оберегами, символами плодородия, порнографическими изображениями, возможно также, что они «напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами». Но для того чтобы осознать ценность палеолитических «венер», это знание совсем необязательно: эти статуэтки творят свою, может быть, главную работу – связывают современного человека с великим наследием человека первобытного.

Фролова А.А., заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • «Русский фарфор в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.
  • Теги
  • ДВХМ
  • искусство
  • культура
Facebook Twitter Google+ VKontakte
habinfo.ru

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Фарфоровая статуэтка Амура из собрания Дальневосточного художественного музея Дальневосточный художественный музей
31 декабря, 2020

Фарфоровая статуэтка Амура из собрания Дальневосточного художественного музея

Мир духов в графике Николая У в коллекции Дальневосточного художественного музея Дальневосточный художественный музей
24 декабря, 2020

Мир духов в графике Николая У в коллекции Дальневосточного художественного музея

«Поэма в золотом» Николая Дубовского в коллекции Дальневосточного художественного музея Дальневосточный художественный музей
17 декабря, 2020

«Поэма в золотом» Николая Дубовского в коллекции Дальневосточного художественного музея

Проекты
  • Семейный юрист
  • ДВ гектар
  • Фуюань
  • Прожиточный минимум
  • Кухня народов в Хабаровске
    • Местные продукты
  • Музеи Хабаровска
    • Дальневосточный художественный музей
  • Спортивные секции для детей Хабаровска
Цифра дня

Для 28 районных домов культуры края приобретут новое оборудование.

Блоги
  • Льготы и пенсии
  • Наш дом
  • Сад и огород
  • Советы стоматолога
гороскоп на неделю
  • Город
  • Аналитика
  • Бизнес
  • Витрина
  • Люди
  • Развлечения
  • Здоровье
  • Объявления и услуги
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». Главный редактор Ермакова М.В..

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел.: (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Реклама в газетах
  • Реклама на сайте
  • Архив номеров
  • Соглашение
  • Контакты
  • Вакансии
  • О нас
  • Партнеры сайта
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.