Индивидуальные предприниматели Хабаровска «попали» за игрушки. Это, кстати, не первые судебные разбирательства между крупными правообладателями и мелкими коммерсантами. А вы задумывались, «лицензионный» ли у вашего сына Мэтр из «Тачек» и настоящая ли Эльза из «Холодного сердца»? Местным предпринимателям самое время прикидывать суммы возможных убытков.
ООО «Маша и медведь», владеющее авторскими правами на использование персонажей известного мультика, музыки и других материалов сериала, только за первую неделю февраля подало два иска против индивидуальных предпринимателей. Повод один – незаконное использование товарного знака.
Как отмечали в 2015 году СМИ западной части России, правообладатель судится с предпринимателями, что называется «пачками». В тот год в суды по всем регионам ежедневно подавались по нескольку исковых заявлений.
Не садись на пенек
По данным картотеки арбитражных судов, во всех регионах с 1 января 2013 года по сегодняшний день числится почти 8400 таких дел. В Хабаровском крае тенденция не стала такой «глобальной»: наши судьи рассматривали пока 57 исковых заявлений. Пик активности правообладателя пришелся на 2015-2016 годы: за этот срок проведено 48 судебных процессов.
Суммы тогда взыскивались разные. Причем, в некоторых документах указаны первоначальные требования в 50 тысяч рублей, а затем отмечено ходатайство истца об увеличении суммы в 10 раз. У предпринимателей находили мягкие игрушки, изображающие животных, персонажей мультфильмов. Главным поводом к судам стала злополучная маркировка «Маша и медведь», а также визуальное сходство с персонажами мультсериала. Кстати, музыка и песенки из «Маши и медведя» тоже охраняются авторским правом.
В некоторых случаях с предпринимателей взыскивались и издержки на приобретение товаров, даже если их цена составляла несколько сотен рублей. Затем, по решению суда все вещественные доказательства: наборы пластмассовых игрушек, мягкие куклы – после вступления решения суда в законную силу было положено уничтожить.
В этом году с одного ипэшника «Маша» требует 200 тысяч рублей, с другого – 285 тысяч рублей. Других дел против хабаровских предпринимателей на 8 февраля зарегистрировано не было. Однако, судя по тому, что только за 7 февраля в арбитражный суд Москвы поступило сразу пять аналогичных дел, то вполне возможно, что в этом году ООО «Маша и медведь» продолжит активно защищать свои авторские права. Так что, товарищи предприниматели, перепроверьте свои игрушки.
Холодное сердце
Но не только российская «Маша» защищает свои права в судах. Так, в Хабаровске отметился и главный международный мультгигант — «Дисней». Последнее дело, которое инициировала в защиту продукции дядюшки Уолта Хабаровская таможня, завершилось в мае 2017 года.
Как указано в решении краевого арбитражного суда, ответчик – ООО «Алания», с 2011 года ввозит в Хабаровск товары народного потребления из Поднебесной. По договору с китайским производителем хабаровский предприниматель вел свою деятельность до злополучной декларации в январе прошлого года, поданной, как и положено, при ввозе в Россию импортных товаров.
Одним из пунктов стал «товар №10» – 1416 детских палаток для игр. И на 72 из них значился известный всем девчонкам знак «FROZEN», визуально сходный с товарным знаком «DISNEY FROZEN». В русском варианте «FROZEN» знаком всем как полнометражный мультблокбастер «Холодное сердце».
Как установил таможенный эксперт, на представленных образцах имеются обозначения, сходные по официальной терминологии «до степени смешения» с зарегистрированным товарным знаком «Диснея».
Никаких лицензий на использование товарного знака ни у китайского партнера, ни у хабаровского предпринимателя не оказалось. За что предприниматель поплатился административным штрафом в 50 тысяч рублей.
Бульдозер и конвейер
Тем временем, мультфильмы и игрушки по их мотивам — это еще полбеды. Были случаи, когда таможенники в Хабаровске находили … контрафактную спецтехнику.
Так, в конце декабря в краевой арбитражный суд обратились таможенники с требованием привлечь к ответственности ООО «Спецмаш». Статья все та же, что и у «мультфильмов» – 14,10 КоАП РФ.
В качестве третьего лица привлечен правообладатель товарного знака известной в России спецтехники «SHANTUI» – компания Шантуи Констрактион Мачинери Ко. Лтд в лице представителя Гартмана А.И. Компания производит бульдозеры, экскаваторы, фургоны, грейдеры и прочее. Судьбу «пиратской» дорожно-строительной техники будут решать в суде в конце февраля.
Эксперты полагают, что бороться с незаконным использованием товарного знака нужно и правильно. Но временами такая защита своих прав превращается в конвейер.
– Например, «Маша и Медведь» – это некий конвейер по зарабатыванию денег. Причем по зарабатыванию не за счет полезных качеств самих произведений, а просто на нарушителях. Здесь мы видим, что правообладатель сознательно выбирает такой размер исковых требований, чтобы ответчикам рентабельнее было договориться с ним, чем оплатить услуги юристов для своей защиты, – заявлял прессе Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.
Судебные органы тоже видят такие тенденции, но пресечь или ограничить их достаточно сложно. А пока на нарушителях, особенно мелких предпринимателях, которым некогда «возиться» с юристами и тратиться на них, можно заработать неплохие деньги. Впрочем, создатели бренда имеют на это право.
В чем сила, брат?
Стоит, к примеру, напомнить, что самая ныне успешная кинофраншиза современности — «Звездные войны» — не только стала международным блокбастером и культурным феноменом, но и выстроила на своих теперь всем известных брендах первую империю культурного мерчандайзинга.
Джордж Лукас рискнул и сделал ставку не на высокий гонорар режиссера, а на продюсерское владение авторскими правами и продажу сопутствующих товаров, что сделало его магнатом и навсегда перевернуло мир глобального шоу-бизнеса. Ведь, к примеру, все фильмы франшизы заработали к 2015 году примерно 5 млрд долларов, а еще 30 с лишним миллиардов принесла продажа игрушек и прочих товаров с атрибутикой Star Wars. Да пребудет с вами Сила!
Похожий ход в 2009 году предприняли и создатели российского сериала «Маша и Медведь». К примеру, в отличие от прочих производителей, они не только не боролись с пиратами, а, наоборот, поначалу бесплатно размещали свой сказочный контент на максимальном количестве площадок в Интернете.
Теперь же узнаваемые на всех континентах бренд «Маша и Медведь» (сериал и его спин-оффы — «Машины сказки» и «Машкины страшилки» — переведены уже на 35 языков, проданы в десятки стран) работает на своих создателей. По данным бизнес-прессы, в 2015 году доходы от проекта «Маша и Медведь» составили 225 млн долларов США. При этом лишь примерно треть доходов инвесторам приносят продажа прав на трансляцию на телеканалах и в Интернете, все остальное — доходы от лицензирования сказочного бренда! Сюда входят мягкие, пластмассовые и компьютерные игрушки, школьные товары и продукты питания, а также книги, журналы и спектакли с героями мультсериала.
Так что на пути «Маши и Медведя» сейчас лучше не вставать. Эпоха дикого пиратства подходит к концу?