Коммерсанты заявили о готовности поднять стоимость проезда в хабаровских автобусах до 30 рублей. При этом более 70 % общественного транспорта принадлежит частным перевозчикам.
— Стоимость проезда повысится через два месяца. Это не потому, что мы хотим карманы набить, как некоторые это представляют. Дело в увеличении стоимости топлива. С лета литр дизельного топлива вырос с 36 до 43 рублей, — сообщил корреспонденту Хабинфо председатель ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска» Валентин Шадуя. — Но для тех, кто пользуется транспортными картами, он будет чуть дешевле.
Стоит отметить, что на сегодняшний день только 30% транспорта в Хабаровске муниципальные. Все остальные перевозки коммерческие, и после того, как краевая столица перешла на систему регулируемых и нерегулируемых тарифов, частники получили право устанавливать свою цену.
Стоимость проезда в автобусах Хабаровска: почему растут цены
— Они могут и сто рублей билет сделать, закон им дает такое право. Но пойдут ли пассажиры к ним в таком случае?, — обмолвился на одной из пресс-конференций начальник управления транспорта Сергей Суковатый.
Недавно такой возможностью обзавелся и городской электротранспорт, ценовую политику которого до этого регулировал краевой комитет по ценам и тарифам. Но в минувшем году троллейбусные и трамвайные маршруты разыграли на конкурсе право осуществления пассажирских перевозок. И получило это право недавно созданное и единственное обладавшее необходимой инфраструктурой предприятие МУП «ГЭТ». А спустя несколько месяцев билет трамваях и троллейбусах подрос на один рубль.
Планируется, что марте этого года в городской администрации вновь проведут конкурс на право осуществления пассажирских автобусных перевозок, на котором будут выставлены маршруты обанкротившегося МУП ХПАТП№1. До сих пор стоимость проезда на них также регулировалась краевым комитетом по ценам и тарифам. После того, как их разыграют на конкурсе, перевозчики смогут сами устанавливать цену на проезд.

От 20 до 30 рублей стоит проезд в хабаровском общественном транспорте.
Между тем, разговоры о том, как сделать пассажирские перевозки более рентабельными, в Хабаровске идут давно. Помочь этому могли автобусы, работающие на газе. На фоне сильно подорожавшего за последние полгода топлива транспорт на метане должен был стать «светом в окне». В минувшем году мэрия Хабаровска выделила 51 миллион на приобретение газовых автобусов, экологичный транспорт купили и другие предприниматели. По предварительным оценкам, расходы транспортников должны были сократится на 30-40%. Но в реальности вышло так, что перевозчик столкнулись с проблемой заправок автобусов. Заправка-то в краевом центре всего одна и та в пригороде. Цена билета на проезд в газовых автобусах увеличивается так же часто, как и в остальных.

Минувшей осенью город закупил восемь «Волгобасов», работающих на газе.
Еще одним этапом по сокращению затрат стало введение безналичного расчета. Во-первых, по ожиданиям администрации, выручка перевозчиков должна была возрасти, так как все платежи пассажиров будут учтены. Во всяком случае так произошло в других городах, где система давно и успешно применяется. В Хабаровске же перевозчики пока заявляют о 2-3% увеличения выручки и то не на всех маршрутах.
Но при этом предприниматели вынуждены совершать дополнительные траты, так как они оплачивают транзакции банку, да и кондукторы не используют терминалы, рассчитывая пассажиров по старинке. И в городской администрации уже объявили о внедрении дифференцированной системы оплаты. Для тех, кто будет платить «наличкой», проезд станет дороже.
Хочется отметить, что Николай Илющенко, директор МУП «ГЭТ», уже не раз заявлял прессе, что сегодня себестоимость перевозок пассажиров в Хабаровске давно перевалила за 50 рублей. Причем речь шла об электротранспорте, где никак не сослаться на растущую стоимость топлива. А по словам крупного хабаровского перевозчка Елены Шедуя, рентабельная стоимость проезда в городе должна быть около 40 рублей, но пока коммерсанты говорят только о 30-ти. Но, видимо, это не предел.