Хабаровские общественники хотят обратить внимание врио губернатора на проблему социальной транспортной карты. социальные транспортные карты хабаровск

Социальной транспортной картой (СТК) сегодня можно расплатиться за проезд лишь в очень небольшом количестве автобусов или трамваев в Хабаровске. В общественном транспорте висят объявления, рекомендующие по всем вопросам, связанным с СТК, обращаться в министерство социальной защиты населения.

Напомним, краевой проект должны были запустить ещё 1 июня 2019 года в Хабаровске и 1 октября – в крае. Но воз и ныне там.

При бывшем губернаторе С. И. Фургале проблема не решалась. Перевозчики, кстати, так и не смогли попасть к нему на приём. Сегодня хабаровские общественники решили обратить внимание врио на существующие трудности с обеспечением бесплатного проезда для льготной категории граждан.

— Проблем с СТК несколько, — считает Андрей Никонов, руководитель общественной организации «Дело Жизни». — Во-первых, само решение реализовать право льготников на бесплатный проезд вот таким образом, я считаю, было ошибочным. Зачем нужно было вводить какую-то дополнительную карту, тратиться на ее печать, включать в схему перевозчиков, если можно было просто перечислять тысячу рублей региональным льготникам и триста – федеральным на карту МИР. Они ведь и так получают пенсии и пособия на такую карту, так зачем огород городить? Хотели уйти от натуральных выплат, чтобы тратили деньги только на проезд? Хорошо, сегодня на карте МИР есть возможность зачислять поездки. Но в министерстве соцзащиты не хотят признать, что кто-то в марте-апреле прошлого года намудрил с конкурсом, и всё пытаются навязать перевозчикам работу с этим краевым оператором. А он ведь так и не смог интегрироваться в действующую систему городских терминалов, что было одним из условий конкурса, и пытается навязать перевозчикам свои, вторые валидаторы. А это неудобно ни кондукторам – представляете, сумка с деньгами тяжеленная, так ещё и десять терминалов с собой носи, ни водителям, которые работают без кондуктора. И представьте, что будет через пару месяцев, когда люди оденут шубы и пальто?

Напомним, социальная транспортная карта предоставляется региональным и федеральным льготникам: пенсионерам, ветеранам и инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, семьям с детьми-инвалидами. Лимит по СТК для региональных льготников составляет 1000 рублей в месяц, и остаток не переносится на следующий расчетный период.

А вот у федеральных льготников начисляется по 300 рублей ежемесячно, но остаток может переноситься на следующие месяцы в течение года. Но «живых» денег ни в том, ни в другом случае на социальной транспортной карте нет. А значит, потратить средства, выделенные на проезд, можно только по прямому назначению. социальные транспортные карты хабаровск

Право на льготу в Хабаровском крае имеют порядка 80 тысяч федеральных льготников, половина из них проживает в Хабаровске. И примерно 300 тысяч – региональных льготников, в том числе в Хабаровске чуть больше 128 тысяч человек.

В крае СТК получило пятнадцать тысяч человек, в основном, федеральные льготники (примерно 88 процентов). В Хабаровске написали заявление на получение социальной транспортной карты десять тысяч человек, тоже, в основном, ветераны ВОВ и инвалиды.

В Хабаровском крае проезд по социальной транспортной карте предоставляют сегодня 28 перевозчиков, в Хабаровске – всего два из 37. СТК можно рассчитаться на пригородных маршрутах, которые обслуживает ООО «Дальавто», а также в автобусах ООО «Васильев»: №№ 25,24, 40, 56.

С начала августа хабаровский перевозчик Елена Шадуя тоже заключила договор с краевым оператором - компанией «Новое поколение» и министерством социальной защиты края. Оплата проезда с помощью социальной транспортной карты возможна теперь в автобусах №№ 17 и 88.

— Мы решили посмотреть на систему, так сказать, изнутри, — говорит хабаровский перевозчик Елена Шадуя. — Нам в Минсоцзащиты постоянно говорили: вот, попробуйте, подключитесь, вы критикуете, а сами даже не знаете, что именно. Я заключила договор и вот что могу сказать: всё-таки мы были правы, второй валидатор, который предоставляет краевой оператор, не удобен. Во-первых, он состоит из двух устройств, одно из которых является принтером, печатает чек. И носить эти устройства кондукторам по салону точно неудобно. Второе – терминал компании «Новое поколение» не работает онлайн. Вечером, после смены кто-то должен оставаться в офисе и ждать, когда информация с накопителя валидатора перельётся в компьютер и оттуда – краевому оператору. А представляете, если автобусов в парке 30 штук? И сливается всё очень медленно. Так что без ещё одного рабочего места не обойтись. А это затраты, которые ложатся, как всегда, на перевозчика. социальные транспортные карты хабаровск

Валидаторы, которые могут читать СТК, неудобны ещё и потому, что не читают банковские карты. А если за полчаса терминалом ни разу не воспользовались, он отключается, и на выход из «спящего режима» требуется около минуты. Это очень много, ведь автобус идёт по графику. И пока водитель будет активировать терминал, чтобы рассчитать льготника с социальной транспортной картой, все остальные пассажиры – и на выход, и на вход – будут вынуждены ждать.

— Пока СТК пользуются мало, — продолжает Елена Шадуя. — Примерно за месяц работы у нас было всего порядка десяти льготников. Но если картой будут пользоваться активно, я затрудняюсь сказать, как будет выкручиваться водитель. В конце концов, его работа – автобус вести и безопасно пассажиров перевозить, а в условиях, когда перед тобой головоломка из нескольких устройств, о безопасной перевозке речь уже идёт постольку поскольку. социальные транспортные карты хабаровск

Министерство социальной защиты края пошло перевозчикам навстречу. Оно возмещает предпринимателям те 2,9 процента, которые они должны краевому оператору за обслуживание СТК. И перечисляет компенсацию за выпадающие доходы при провозке льготных категорий граждан раз в три дня. С начала года перевозчики получили субсидию на общую сумму больше трех миллионов рублей, льготниками совершено 96 тысяч поездок по СТК.

— Но проблема не решена. Нужно либо провести новый конкурс и определить нового краевого оператора, — считает Андрей Никонов, руководитель общественной организации «Дело жизни». — Либо провести интеграцию в действующие валидаторы, чтобы они читали СТК. Либо, что было бы проще и правильней, переводить эти деньги или единицы на карту МИР.

Тем более, что и федеральный закон № 161, статья 30.5, пункт 5.8 гласит: «В случае использования платежных карт в целях обеспечения физическим лицам возможности получения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в натуральной форме мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, в том числе льгот при пользовании транспортными услугами, кредитные организации обязаны предоставлять клиентам - физическим лицам в указанных целях только национальные платежные инструменты».

Пока же судьба краевого проекта решается в залах суда: хабаровское УФАС, получив отказ по апелляционному иску, подало кассацию. Слушание может состояться до конца сентября.

Инга Трошина Фото из открытых источников

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен