Великая Отечественная война оставила свой страшный след в сердцах людей. Это особая тема в искусстве русских художников. В коллекции Дальневосточного художественного музея хранятся произведения, созданные в годы войны художниками-очевидцами событий.

В первый же день, как только объявили о начале войны, художник Ираклий Моисеевич Тоидзе создал пронзительный образ Родины-матери, на защиту которой поднялся весь многомиллионный народ. Лето 1941-го прошло под знаком этого плаката. Он и сегодня воспринимается как один из главных символов той войны.

Живописец Ираклий Тоидзе в июне 1941-го еще не был признанным мэтром, хотя иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (12+) успели принести ему первую известность. Тоидзе – грузин, тбилисец, потомственный художник. Его отец славился на всю Грузию как блистательный рисовальщик. Именно он и стал первым учителем Ираклия Тоидзе. С 1922 года молодой художник трудился в «Окнах ГрузКавРОСТА», то есть осваивал жанр плаката. Он окончил Тифлисскую академию художеств, а в 1931-м переехал в Москву.

Ираклий Моисеевич Тоидзе

Над новыми рисунками к «Витязю» художник работал и тем ранним утром 22 июня 1941 года. Семья Тоидзе занимала тогда две комнаты в большой коммунальной квартире на Гоголевском бульваре: одна комната жилая, а в другой была оборудована мастерская. Ираклий Моисеевич размышлял над любимыми героями Руставели – и тут к нему в мастерскую вбежала жена Тамара с криком: "Война!" Рукой она указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны, переданные по уличному репродуктору. Видимо, выражение лица у нее было такое, что художник воскликнул: "Стой так и не двигайся!" и тут же принялся делать наброски. Жена несколько часов позировала, а он рисовал – один вариант за другим. На следующий день плакат был готов.

Уже к концу месяца плакат был размножен миллионными тиражами. Его расклеивали повсюду – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах… Идея была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах гимнастерок. А если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой…

Тамара Федоровна Тоидзе

Тоидзе заметно «состарил» красавицу супругу. На фронт же уходили не только вчерашние школьники. И провожали солдат не только молодые матери. Обобщенный образ матери – седовласая женщина с сильными, натруженными руками. Тут не нужно было подчеркивать изящество. Ираклий Тоидзе избрал трагический, величавый ритм – как и Александр Александров для композиции «Священная война», написанной в те же дни. В народном сознании эти два шедевра слились воедино: здесь видна не только содержательная, но и стилистическая общность. В облике Родины-матери есть не только «ярость благородная», но и благородная сдержанность. Главной задачей художника было создать образ женщины, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму.

Именно этому плакату было суждено стать символом эпохи и вдохновить миллионы людей на стойкость и мужество. Ни один учебник, повествующий об истории Великой Отечественной войны, не обходится без изображения Родины-матери. Для различных музеев Ираклий Тоидзе написал еще десяток авторских повторений великого плаката, а первый оригинал хранится в Третьяковской галерее…

Ирина Волочкова, методист просветительского отдела ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен