В Хабаровске прошла краевая конференция, посвященная социальному предпринимательству. Такой бизнес для Хабаровского края, как и для России, в целом, пока еще несколько экзотичный. Однако желающие совмещать общественно-полезное и прибыльное есть. Вот только, по словам экспертов, не во всех отраслях прозрачные правила игры. Да и закон, регулирующий эту сферу, не могут принять уже без малого 10 лет.
69 поставщиков социальных услуг в Хабаровском крае сегодня
49 из них – государственные учреждения
65 процентов краевого бюджета расходовалось на социальную сферу в 2016 году
80 процентов достигали «социальные» траты в муниципалитетах в 2016 году
Новое или старое?
Как отметила Марина Петрова, председатель межрегиональной общественной организации «Дальневосточная ассоциация дошкольных организаций», эта конференция была организована в первую очередь для того, чтобы показать и рассказать бизнес-сообществу о возможностях для финансирования своих социальных проектов. А еще хотелось просто познакомиться, увидеть тех, кто уже работает в социальной сфере.
К слову, социальный предприниматель – это не про благотворительность. В широком смысле, это тот, чья бизнес-идея решает как социальную, общественную задачу, так и приносит прибыль. По сути, социальный предприниматель зарабатывает на каком-то продукте, попутно решая чьи-то проблемы.
Главный «плюс» социального предпринимательства в том, что решая государственные задачи, бизнесмен создает и дополнительную конкуренцию государственным учреждениям, ликвидируя неестественные монополии. В итоге от конкуренции выигрывает потребитель: он может выбирать услугу того качества, которое ему требуется. А еще при высокой конкуренции всегда, по закону экономики, снижается цена на эти самые услуги.
Хороший пример в этом случае – частные детские сады. Они по многим показателям обходят муниципальные: это и маленькие группы, и более гибкий распорядок, и увеличенные часы работы в некоторых учреждениях.
По сути, социальным может стать предприниматель в любой сфере: от сувениров до производства. Так, на одном хабаровском автосервисе и трудоустраивают инвалидов, и переоборудуют автомобили под ручное управление для колясочников. В центральной России фермер на базе своего хозяйства обучает фермерству детей из детских домов. Причем учит так, что они выходят с бизнес планом, основами предпринимательской деятельности в голове и планами на будущее. Еще один проект из центральной России призван трудоустраивать многодетных мамочек: для обычных работодателей женщина с поочередно болеющими малышами – сотрудник, фактически, никакой. Но один социальный предприниматель привлек таких мам к производству игрушек, и постепенно их этого хобби вышло предприятие с многомиллионными продажами, в том числе за пределами РФ.
На конференцию, по сообщениям Марины Петровой, планировалось пригласить около 50 человек, но зарегистрировалось почти вдвое больше – около 80 участников. А были и те, кто записывался непосредственно на входе. Среди них были представители бизнеса, власти, некоммерческих организаций.
Социальное предпринимательство, по словам Анны Кочемасовой, директора АНО «Краевое агентство содействия предпринимательству», мало чем отличается от привычного всем нам бизнеса. Вот только «социальным» иной раз приходится сложнее.
– Наше агентство ориентировано в первую очередь на бизнес-сообщество. Но на всех наших семинарах, консультациях и практиках я постоянно вижу руководителей некоммерческих организаций, – поделилась Анна Кочемасова. – И действительно, что любой бизнес – это управление организацией, налоговые, бухгалтерские операции. Так что, в общем, социальное предпринимательство не так сильно разнится с бизнесом. Есть свои особенности, конечно, но даже на нашем курсе «Начинающий предприниматель» мы всегда встречаем будущих «нкошников». Наши знания, выходит, нужны всем.
Как отметила Нина Поличка, научный руководитель НП «Дальневосточные правовые ресурсы», рынок социальных услуг, где могли бы работать социальные предприниматели, огромен. По ее словам, Хабаровский край потратил на социальную сферу 65 процентов бюджета в 2016 году. Эх, сколько бы могли сэкономить с социальными предпринимателями.
Без понятия
Тем не менее, законодательно пока понятие «социальный предприниматель» не определено. Так, задача по привлечению частников к решению госзадач была поставлена президентом еще в 2004 году. Но проект закона, который регулировал бы этот вид бизнеса, все никак не могут принять.
Но делать этого в том виде, в котором подготовлен документ сейчас, и не стоит, считает Нина Поличка. Нина Петровна даже направила отзыв на этот закон. Как указано в подготовленном ею документе, размещенном на сайте НП «Дальневосточные правовые ресурсы», нынешняя редакция закона неясно интерпретирует понятие «социальный предприниматель». Более того, если его примут в нынешнем виде, то с одной стороны, законодатели расширят список отраслей, традиционно входящих в понятие «социальная сфера», включив в него «занятость населения». С другой стороны, пишет эксперт, существенно сузятся виды деятельности и категории граждан, которым «социальные предприниматели» будут оказывать услуги.
Еще камень
Кроме этого никаких маркетинговых исследований рынков соцуслуг государство не проводит. И от этого бизнесу непонятно, чем стоит заниматься, а какие идеи лучше отложить.
– Когда мы только начали развивать частные детские сады, мы столкнулись с тем, что в министерстве образования даже не знают, какова потребность в детских садах. Понадобилось время, чтобы нам предоставили данные, по которым оказалось, что удовлетворенность в дошкольном образовании составляет всего 47 процентов – выходило, что больше половины хабаровских детей просто не посещали детские сады, и в минобразования раньше их никак не учитывали, – привела пример Нина Поличка.
С остальными сферами еще сложнее – как рассчитать, например, сколько услуг из сферы культуры или спорта получил каждый житель Хабаровского края? Так что без этих исследований входить на рынок соцуслуг, а тем более рассчитывать на государственный бюджет, мягко говоря, рискованно.
Последний гвоздь
Тем не менее, в Хабаровском крае есть социальные предприниматели, которые вошли на «бюджетное» поле. Их понять можно: госзаказ означает стабильную работу.
В правительстве региона, кстати, бодро отчитываются о том, что реестр поставщиков социальных услуг увеличивается, и планируют увеличивать этот список год от года. Вот только как бы не разбежались те, кто встал на этот путь, считает Нина Поличка.
Как рассказал один из участников конференции, его организация получила государственный заказ. Услуги были оказаны. Вот только для того, чтобы получить госсредства, предпринимателю нужно теперь подготовить отчеты чуть ли не на 200 страниц. Его слова подтвердили и другие социальные предприниматели: подтвердить нужно все до копейки.
В частности, виноваты в этом, нечетко прописанные стандарты по оказанию соцуслуг, считают участники рынка. Так, с прошлого года в министерстве социальной защиты края не раз проходили слушания, семинары, совещания, где руководителям некоммерческих организаций рассказывали о том, как нужно будет отчитываться, чтобы получить средства из бюджета. Причем, чиновники минсоцзащиты каждый раз отмечали, мол, не будет бумажки, придет прокуратура и накажет. Со стороны, после присутствия на одном из таких «совещаний-семинаров», показалось, что пришедшие НКО работают ради проверок прокуратуры.
Социальные предприниматели, к слову, пытались донести до минзоцзащиты свои предложения и поравки в принятый правительством стандарт оказания соцуслуг населению. Но, как рассказывает Нина Поличка, в министерстве так и не прислушались.
– В министерстве соцзащиты, конечно, имели право принять такой документ. НО механизм работы, описанный в нем, не привлечет социальных предпринимателей, а только оттолкнет. Например, сейчас получается сразу у нескольких «нкошников» такая ситуация. В соответствии с нормативом по ценам на соцуслуги, предприниматели получили сертификаты на оказание услуг. Когда они их «отработали», пошли в минсоцзащиты, чтобы подписать акт приема-сдачи. Но там с них требуют подробную смету, в которой было бы показано пытаясь чего в том нормативе заложено: от зарплаты до закупки химии. Ну это же дурдом! Зачем же они тогда сами рассчитывали этот норматив? Так одному предпринимателю, например, теперь готовы подтвердить только 120 тысяч рублей из потраченных денег из 400 тысяч.
Теперь «неотчитавшиеся» предприниматели собираются на прием к губернатору. Потому что теперь соцпредпринимательство учитывается при подсчете рейтинга инвестпривлекательности регионов. Уйдут соцпредприниматели – рейтинг, за который так бьются первые лица, понизится. «Хоть какая-то от этого рейтинга, может быть, сейчас будет польза,» –заключает Нина Поличка.
Фото автора