Плавать – с рождения, в три года – уметь читать, в четыре – знать английский, складывать большие числа в уме, в пять – осваивать программирование… Современные родители, кажется, хотят вырастить гениев и все чаще отдают своих детей в центры раннего развития. Модная ли это тенденция или осознанная необходимость – так или иначе, такие центры среди хабаровчан нынче в почёте. Есть ли смысл в раннем развитии, и что это даёт ребёнку?
Развитие детей раннего возраста
Как утверждают некоторые врачи и психологи, раннее развитие и обучение детей письму и чтению бесполезно. Маленькие дети живут правым полушарием мозга, отвечающим за творчество и абстрактное мышление, и так познают мир. А вот активизация левого, отвечающего за логику, начинается гораздо позже. Попытки навязать ребенку информацию, к которой он не готов, могут стать причиной психологической травмы. Отсюда – нежелание учиться в школе в дальнейшем, частые конфликты с родителями и прочие трудности воспитания.
Тем не менее, хабаровские специалисты уверены: раннее развитие – это не только расширение кругозора, но и развитие воображения, общение и обмен опытом, причем не только между детьми, но и между родителями.
Развиваем с пелёнок
Что собой представляют курсы по раннему развитию? Каждый детский центр предлагает свою программу. Общее одно – развивать малышей начинают уже в возрасте от полугода.
В шесть месяцев детей, конечно, не обучают высшей математике или правилам пунктуации: это в первую очередь развитие мелкой моторики и творческих способностей. На помощь приходит лепка из пластилина, рисование, аппликации и многое другое.
Среди деток постарше – от года – популярна интоника. Это программа связана с ритмикой и музыкой. Такие занятия проходят с песнями и способствуют развитию музыкальных способностей, чувству ритма, такта, речи и общей моторики у ребенка.
Чаще всего преподаватели в том или ином центре добавляют в утвержденную программу и свои наработки. Каждый урок (а таких в неделю в среднем два) посвящен определенной теме, например, машинам, солнышку, осени, дождю. Дети узнают что-то новое, потом занимаются творчеством и физкультурой.
К тому же, в некоторых центрах проводятся занятия и с логопедом. Если у ребенка задержка речевого развития – проблему проработают в мини-группах. Работа в них нацелена на то, чтобы стимулировать те области мозга, которые ответственны за речь, в основе – упражнения на артикуляцию. В итоге язык становится более подвижным, а челюсть, если она зажата, расслабляется.
Есть программы и полностью направленные на укрепление здоровья. В такие обычно включены элементы ЛФК, занятия на мячах, массаж и плавание, естественно, под присмотром родителей.
Хабаровские мамы и папы уже успели поделиться на два лагеря. Одни уверены, что развивающие занятия – спасение, другие – что бесполезная трата денег, ведь курсы для детей – удовольствие не самое дешевое.
— Некоторые родители уверены, что не нужно платить деньги за какие-то курсы, они и сами смогут развить ребенка, ведь, на первый взгляд, ничего в этом сложного нет: полепил с ребенком, песенки попел, потанцевал. Но если говорить честно, кто этим будет заниматься? Это скучно и нет сравнения и общения с другими детьми, — говорит Евгения Ким, руководитель хабаровского развивающего центра для детей.
Она добавляет, что развивающие занятия – это не заучивание информации, это еще и игры, творчество. После занятий дети вместе проводят время в игровой комнате, а в это время их мамы обмениваются опытом и радуются возможности выбраться из дома.
Дальше – больше
С трех лет выбор кружков и секций по развитию детей значительно расширяется. Здесь и детский фитнес, и кулинарная школа, и кубики Зайцева, английский и даже основы программирования. Однако одним из самых популярных программ остается подготовка к школе.
Готовить к поступлению в первый класс малышей обычно начинают с трех лет и ведут до самой школы. Детей распределяют по возрастным группам и уровню развития. Присоединиться к процессу может любой ребенок и в любой момент – не обязательно делать это в сентябре. Чтобы определить, какая группа подойдет именно ему, он должен пройти собеседование с преподавателем.
В группах подготовки будущих первоклашек обычно немного – в среднем до 8 человек. Занятия, как правило, проходят два раза в неделю по 1,5 часа. В ходе них дети развивают не только свой интеллект, но и воображение.
В ходе подготовительных занятий у ребенка формируется усидчивость, он входит в определенный режим, привыкает к учителю. Плюс на дом ему задают делать задания – все, как в настоящей школе. Таким образом, у него формируется еще и ответственность.
Так, в первой части урока они осваивают общеобразовательную дисциплину – азбуку, математику, окружающий мир, вторая же обычно посвящена творчеству. В программу подготовки к школе может входить творческая мастерская, где дети выражают свою индивидуальность, воображение в поделках и рисунках.
— На занятиях мы проходим практически программу первого класса, поэтому дети выходят к школе уже готовыми первоклашками. Да, возможно, им будет немного скучно в первом классе, потому что какие-то вещи будут повторяться. Но зато у них будет больше времени на адаптацию, общение с другими детьми и дополнительные занятия, — говорит Евгения Ким.
Некоторые родители предпочитают не водить ребенка на такие курсы по подготовке, они считают, что занятий в детском саду достаточно. Но потом перед поступлением в школу понимают, насколько их ребенок отстает от сверстников.
— Да, в детском саду с ребенком тоже занимаются. Но когда в группе 30 человек, ни о каком индивидуальном подходе не может быть и речи. Кому-то может этого не хватить. Хорошо, если мама сама занимается с ребенком дополнительно. Но в некоторых случаях сложно совмещать работу и дополнительные занятия. А ведь так хочется, чтобы именно твой ребенок был одним из лучших. И когда дети, которые ходят на дополнительные занятия, в 4 года считают до 100 и обратно, складывают математические примеры в уме, умеют читать и писать, как минимум, хочется такого же результата, — добавляет собеседница.
Кроме подготовки к школе спросом пользуются и курсы английского языка. Некоторые центры даже обещают, что уже за 6 месяцев ваш ребенок сможет задавать элементарные вопросы и отвечать на них, составлять мини-диалоги, рассказывать о своей семье, знать название животных и описывать их, рассказывать о том, что он умеет делать и многое другое.
Еще один фаворит – ментальная арифметика. Дети с четырех лет учатся считать большие суммы в уме быстрее калькулятора. В основе – умение обращаться со счетами и представлять их у себя в голове при решении той или иной задачки.
Выбор, куда отдать ребенка, в Хабаровске огромен. Главное – не переборщить.
Не навреди
Психологи уверены: развитие детей принесет пользу только в том случае, если родители не будут предъявлять к своему ребенку завышенных требований. Иначе стресс ему обеспечен еще до похода в первый класс.
— Требования должны строго соответствовать развитию. Если записывать ребенка на все курсы развития, которые есть в городе, на зависть соседке или друзьям – это не развитие, а удовлетворение родительских амбиций. Следует также помнить, что развитие – это хорошо, но лишать ребенка детства тоже не стоит. Он должен помнить потом не только скучные цифры и сложные слова, — посоветовала психолог Александра Кирьянова.
Сейчас детям предлагают на выбор разнообразные кружки и курсы: кулинария, английский язык, декоративно-прикладное искусство, танцы, плавание и даже программирование. Стоимость курсов в среднем начинается от 3000 рублей.
Фото: Ольга Григорьева