«Дни немецко-русской культуры» (12+) больше двадцати лет знакомят хабаровчан с загадками европейской души. Однако в этот раз гостей ждали не только выставки или лекции об искусстве, а разговор на острую тему – жизнь евреев в Германии. Тонкости разбирал теолог и пастор Маркус Лезински.

немцы о холокосте

События фестиваля связала тема «Света и тени». Разгадать эту метафору зрителю предложили самостоятельно: то ли свет экрана в кинозале на фестивальном кино, то ли тень от бумаги на выставке в Археологическом музее. Однако больше всего культурный вояж порадовал любителей современного искусства и синефилов: выставка, спектакль-перфоманс, лекции и кино с субтитрами. А вот лекция к юбилею еврейской жизни в Германии привлекла и тех, кто с искусством на «вы».

В этом году в Германии праздную 1700 лет совместной жизни евреев и немцев. Отразилась такая дата и в программе фестиваля: антисемитизм в стране до конца не изжит, несмотря на борьбу с ним и ежегодные Дни памяти жертв холокоста. А еврейская община в Германии третья по величине в Европе. Но в этом году до нас доходят лишь тревожные весточки об усилении явления в 2021 году во всём евросоюзе: от агрессии в сети до нападений на евреев.

Вместе с тем в ФРГ споры разворачиваются и вокруг реконструкции синагоги, разрушенной в конце 30-х годов: сохранить исторический облик здания или нет. Как замечает Маркус Лезински, десять известных учёных страны выступили против реконструкции по оригиналу – это сделает невидимым результат преступлений. Однако противоречия есть даже в текущем праздновании.

Маркус Лезински

– Берлинский социолог Михаил Кодерман критикует празднование 1700-летия еврейской жизни в Германии. Для центра общественности в Германии евреи остаются непостижимой, и в тоже время табуированной частью немецкой истории даже после 1700 лет якобы непрерывной немецко-еврейской истории. Она не могла существовать по той простой причине, что Германии не существовало 1700 лет назад, Германская империя впервые появилась во времена правления Генриха I, около IX века. Римско-германский король правил с 915 года. Германская империя, как первое национальное государство, образовано королём Вильгельмом I в 1871 году. Еврейские общины засвидетельствованы в немецкоязычных странах с раннего Средневековья, – отметил лектор.

К вопросу подошёл издалека и осветил жизнь еврейских общин с раннего Средневековья до наших дней. И не всегда они жили мирно: первая миграция евреев случилась ещё в Средневековье, а XIV веке их изгоняли из городов и немецких земель. Ситуация изменилась уже в эпоху Барокко, а в XIX веке евреи были уже обычными гражданами, принимавшие активное участие в жизни города.

– Особенно для XIX и первой трети XX веков верно то, что евреи были активными сотворцами повседневной жизни в Хамельне и ближайших общинах. Это были уважаемые граждане, которые жили не с нами, а среди нас, поэтому они были не евреям, а немцами. В отличии от христиан люди иудейской веры занимались преимущественно торговлей. Между христианами и евреями сложился взаимовыгодный симбиоз. В городе не существовало отдельного еврейского общества, за исключением религиозной сферы. Иудеи, как и христиане, были членами разных ассоциаций и принимали активное участие в политической жизни города, – рассказал теолог.

Всё изменилось в 1933 году. Однако войны уже нет, а противоречия остаются.

Фото и видео Ольги Цыкаревой

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен