Татьяне всего 23 года, по образованию она журналист. Но после окончания университета она не пошла работать по специальности, а открыла собственное дело – праздничное агентство «Smile-шоу». О том, как ей это удалось, она откровенно поделилась с корреспондентами Habinfo.ru.
Как открыть праздничное агентство с нуля: интервью
– Ты легко определилась, чем хочешь заниматься в жизни?
– Я шла к своему бизнесу 5 лет. Ещё со школы я начинала подрабатывать аниматором в Хабаровском театре ужаса, а потом продолжила работать в других агентствах, набираясь необходимого опыта.
Я попробовала работать в трёх разных агентствах, но ни в одном у меня не сложилось. Стажировку я проходила бесплатно, отрабатывая от трёх до пяти заявок. Самое обидное, что аниматор получает лишь маленький процент от проведённого мероприятия, ¼ от суммы заказа. Это и стало причиной того, что я решила открыть своё дело.
– Расскажи, чем ты занимаешься? На кого твой бизнес рассчитан?
– Я занимаюсь организацией и проведением детских праздников, а также оформлением воздушными шарами помещений и созданием из них фигур на заказ. Бизнес рассчитан, прежде всего, на молодых мам, которые и являются основными клиентами.
– Из чего состоит программа детского праздника?
– У меня есть три варианта программ, которые я определила самыми интересными для заказчиков и выгодными для меня самой. Это научное шоу, шоу мыльных пузырей и программа с фокусами. Большей популярностью пользуется шоу мыльных пузырей, так как оно рассчитано на любой возраст. Уже начиная с года, ребёнку будет интересно за этим наблюдать.

Шоу мыльных пузырей
Кроме того, есть четвёртый вид – игровая программа для детей. Для этого на выбор у нас есть 13 видов костюмов. Самыми популярными персонажами являются Эльза из «Холодного сердца», Маша из «Маши и Медведя» и пиратка Роза. Анимацию в основном заказывают на дни рождения детей, чтобы обрадовать своего малыша. Есть ещё услуга оформления воздушными шарами помещений для проведения праздничных мероприятий.
Когда я занималась анимацией, то крутила детям самые простые фигуры из шариков – жирафов и собак. И мне пришла идея: почему бы не делать из шаров более сложные фигуры? Начала делать цветы и дарить букеты, а потом расширила ассортимент шаров, научилась создавать сложные композиции.
Купила, в конце концов, баллон с гелием и расширила список своих услуг украшением залов к торжеству. Я умею делать фонтаны, арки, различные стойки из гелиевых шаров. Они оказались востребованы. Я уже оформляла залы для проведения юбилеев и выпускных в детских садах и школах.
– Прежде чем ты выбрала три программы развлечений, ты смотрела на то, как это делают другие?
– До создания научного шоу я вообще не предполагала, что это такое. Но посмотрев ролики в Интернете, я поняла, из чего оно состоит и что нужно для его создания. Это вдохновило меня.Я также посмотрела, как профессионалы работают во время шоу мыльных пузырей и как показывают фокусы. Так я научилась тому, что сейчас показываю детям, главное, что им это нравится.
– Освоив базовые курсы, ты решилась на усложнение?
– Есть платные мастер-классы, которые я приобретала за деньги. Потому что, к сожалению, узнать секреты мастеров о том, как сделать сложные и красивые фигуры из шаров, нельзя, не заплатив.
– Что это за курсы, где их можно найти?
– Аэродизайнеры со всей России создают свои группы во «Вконтакте», там же выкладывают рекламу о платных курсах. Возможно, есть ещё площадки, где это можно найти, но мне удобно искать это именно там. Аэродизайн – это искусство оформление интерьера воздушными шарами.
Есть несколько форматов курсов. Можно оплатить вступление в закрытую группу, где есть разные мастер-классы одного профессионала, и ты смотришь только те, что нравятся. Если тебе этого мало, можно купить диск, на котором есть ещё несколько уроков. Я их тоже покупала. И третий – прохождение семинаров, с которыми ездят специалисты по разным городам России. По окончанию семинара выдаётся сертификат, но у меня его нет, потому что до Хабаровска пока никто не доезжал.
– С чего ты начала своё дело?
– Когда у меня зародилась идея открыть своё праздничное агентство, я поняла, что мне нужен костюм, без которого анимация просто невозможна. Первым был костюм клоунессы. Заказала сопутствующий реквизит, вместе с которым я уже могла начать выступать. Второе, о чём я задумалась, – мне нужна реклама в Интернет в Хабаровске.
Я обратилась к программисту, чтобы создать свой сайт. Я считала, что если он у меня будет, то сразу начнут сыпаться заказы. Но я ошибалась. Сайт получился простым, не таким, какой хочет видеть клиент. Основной толчок к раскрутке дали именно социальные сети. Это произошло не сразу, но постепенно появились первые заказы.
– Чтобы купить реквизит и оплатить создание сайта, нужен первоначальный капитал. Каким он был и через какое время он окупился?
– Первый костюм и реквизит я приобрела за четыре тысячи рублей. Затем я оплатила серебряный номер телефона за две с половиной тысячи рублей – 67-67-55. Его легко запомнить клиентам. Создание сайта обошлось мне в пять тысяч рублей. И последнее, что можно внести в этот список, — печать визиток и флаеров, которые стоили тогда четыре тысячи рублей. Если посчитать, то это всё обошлось мне в 15 тысяч рублей.
Это были мои личные сбережения. Окупилось всё лишь спустя год. В начале заявки были редкими, от одного до двух заказов в месяц. Возможно, потому что у меня было мало костюмов и не было стольких программ на выбор клиентам.
– Раз уж мы заговорили о костюмах и реквизите, то расскажи, где ты их покупаешь? Может быть, что-то ты делаешь собственными руками?
– Изначально я заказывала всё из Китая на Taobao. Это первый сайт, где я заказывала все костюмы и реквизит. Там дешево, а на первых порах это играло для меня большое значение. Некоторые из костюмов мне служат до сих пор, я не жалею, что заказала их с китайского сайта. Если же купить их в специализированных магазинах в России, то это обойдётся в два-три раза дороже. Ещё одним вариантом, где можно взять костюмы, – это заказать пошив.
Один раз мама помогла мне помогла сшить костюм Алёнушки. Это заняло очень много времени. Так что удобней купить или заказать пошив. Костюм – это твоя визитная карточка. Ты создаёшь образ, который должен нравиться детям. Важно быть уверенным, что во время работы нигде не разойдутся нитки. Хороший костюм на заказ стоит от пяти тысяч и выше.

Костюм — визитная карточка аниматора
– Во сколько тебе обошлись самые дорогие костюмы?
– Самыми дорогими оказались сразу два костюма – Деда Мороза и Снегурочки. Это яркие образы с большим набором элементов – мешок, посох, шапка, борода и валенки. Они обошлись мне в районе 15-ти тысяч рублей. Вторым по стоимости костюмом был образ из мультсериала «Фиксики». Он мне обошёлся в 8 тысяч рублей.
– Это, действительно, дорогое удовольствие. Расскажи, где заказываешь другой реквизит?
– Сначала, как я говорила, покупала через Китай, а потом, когда я финансово окрепла, то начала заказывать из России. На Дальнем Востоке почти ничего приобрести нельзя, поэтому я заказываю с европейской части страны. Как правило, это специализированные мастерские и магазины. Нахожу их через социальные сети, либо на сайтах. Так я заказывала реквизит для шоу мыльных пузырей.
– Это продают в России?
– Конечно. Есть целое производство, но не в масштабах завода, а в гораздо меньших – на уровне мастерских. По частям я собрала с разных городов полный комплект для шоу мыльных пузырей, который мне обошёлся в 25 тысяч рублей без доставки. Для программы с фокусами весь реквизит приобретался в Китае. А вот для научного шоу я почти всё купила в Хабаровске. Это колбочки, медицинский халат и реактивы, которые я приобрела в лаборатории, в так называемых магазинах с химической продукцией, на заказ.
– После того, как ты расширила выбор программ, купила весь реквизит, у тебя появились постоянные клиенты. Что ты ещё делаешь для раскручивания своего бизнеса?
– «Вконтакте» и Instagram (ресурс запрещен в Российской Федерации) остаются самыми основными бесплатными помощниками. Самый большой отклик даёт Instagram (ресурс запрещен в Российской Федерации). Люди заходят на мой аккаунт и сразу видят фотографии счастливых детей, костюмы аниматора, весь процесс. Я поняла, что это то, что сейчас ищут клиенты.
С недавнего времени я начала заниматься благотворительностью. Это происходит не так часто, как хотелось бы, но я работаю над этим. Я проводила мероприятие для сбора средств бездомным животным. И несколько раз выезжала к деткам в детские дома и школы-интернаты. Сейчас, имея возможность оплачивать рекламу, я заказала её в одном из рекламных агентств Хабаровска. На протяжении двух месяцев моя фирма находится в ТОП-5 поиска в интернете.
Сейчас такое время, что мне самой не нужно искать рекламодателей. Они сами находят меня. Я связываю это с появлением сайта и аккаунтов в социальных сетях, через них меня стали находить разные рекламные агентства. В день у меня один звонок обязательно раздастся от рекламщиков или организаций, которые предлагают спонсорство или партнёрство. За четыре месяца рекламы я заплатила около двадцати тысяч рублей.
– Раздавала на улице флаеры или визитки?
– Нет, в основном, я распространяю их через своих клиентов. Я продаю воздушные шары и каждому отдаю конверт, в котором есть рекомендации по уходу за шариками, чтобы они дольше простояли и быстро не лопнули. В этом же конверте есть наша визитка. Если говорить о флаерах, то единственный раз я нанимала человека, который разложил 5 тысяч листовок по почтовым ящикам в одном из районов города.
– После всех этих попыток разрекламировать себя у тебя много заказов?
– Всё зависит от сезона и праздников. В мае к последним звонкам график по воздушным шарам был забит под завязку. Нам приходилось всю ночь готовиться, чтобы успеть выполнить все заказы. Я отдаюсь работе на 100 процентов. Если мне не понравилась фигура, которую я сделала, то могу её полностью переделать заново. В среднем в месяц я получаю от тридцати до сорока тысяч рублей. Но всё это, как перекати поле, – сезонный бизнес. Летом, например, было затишье, потому что многие в отпусках, а дети в летних лагерях.

В программу шоу входят фокусы
– Ты ведёшь свой бизнес сама, на чём категорически нельзя экономить в начале? И на чём можно?
– Нельзя экономить на рекламе, потому что иначе у тебя не будет заказов. Реклама – двигатель торговли. Без неё бизнес может закончиться, даже не начавшись. А экономия заключается в том, что не стоит распыляться на всё сразу. Нельзя пытаться удовлетворить все запросы клиентов, покупая всё самое лучшее. Это пойдёт вам в убыток и не принесёт ожидаемых плодов. Нужно тратить деньги с умом и развивать своё дело маленькими шагами, но, непременно, вперёд.
– Что является для тебя самым приятным в ведении бизнеса, а что, наоборот, огорчает?
– Самое приятное – это соотношение отдачи положительных эмоций и получаемых тобой денег за это. Я морально удовлетворена от того, чем занимаюсь и в то же самое время я получаю за это деньги. Мои клиенты счастливы, и я счастлива вместе с ними.
С другой стороны, больше всего мне не нравятся спонтанные заявки. Могут позвонить и сказать, что им прямо сейчас нужен аниматор. Приезжайте, мол, через два часа, у нас будет детский праздник. Хотя в этот момент у меня могут быть другие дела, заказы. Некоторые люди думают, что собраться легко – взял готовый чемодан, связку шариков и поехал к ним.
Нужно понимать, что для этого требуется время – подготовить реквизит, костюм, нанести грим, шарики, в конце концов, надуть! Но бывали и форс-мажорные случаи, когда мне звонили и говорили, что не приехал аниматор, могли бы мы выручить и помочь провести детский праздник. Тогда мы, конечно, выезжали на место.
– Какие перспективы ты видишь в развитии своего бизнеса?
– На сегодняшний момент меня устраивает практически всё. Единственное, чего хотелось бы – ещё больше заказов. Клиентов много не бывает, клиенты — наше всё. Ещё хочется расширить список услуг и опций. Чем больше предлагаешь, тем больше мы востребованы и перспективны на рынке.
Тут важный момент связан и с качеством предоставляемых услуг. Это, прежде всего, кадры и хороший реквизит. Хочется иметь больше костюмов, шоу-программ. Например, мне интересно освоить тесла-шоу, так называемое, электрическое представление. Перспективы своего дела я вижу в расширении видов услуг, назовём это так.
– Какой бесценный урок ты усвоила, занимаясь своим делом?
– Если начать издалека, мои родители жили в СССР, когда нужно было ходить постоянно на работу. Дом – работа, дом – работа, и они твердили о том, что бизнес – это что-то нереальное. Это доступно маленькому проценту населения, это всё не для нас.
Но я поняла, что это возможно. Пусть это будет небольшая компания, не «Газпром» и не Apple, но это моё маленькое хобби, которое приносит постоянный доход. Если это возможно, то почему бы этим и не заниматься? Это круто, на самом деле, когда у тебя получается осваивать новые горизонты.
Татьяна получила высшее образование на факультете «Журналистики», этот опыт ей пригодился в написании рекламных текстов о своём бизнесе. Поэтому даже если вы не работаете по профессии, некоторые навыки могут пригодиться в новом деле. Дерзайте, возможно, ваша жизнь изменится уже после того, как вы поймёте, что работать не по специальности – это есть маленький шаг к успеху.
Фото из личного архива Татьяны