Перевозчики нарушают закон о защите прав потребителей, а горожанам и дела нет. Устанавливать более высокую стоимость проезда за наличный расчет, при этом предлагая заплатить по «безналу» дешевле, как поступили накануне на ряде городских маршрутов, нельзя, уверяют защитники потребительских прав. Однако ни одной жалобы от горожан в адрес перевозчиков не поступало.
Сразу несколько коммерческих перевозчиков на этой неделе повысили стоимость проезда в своих автобусах на один рубль, до 26 рублей. При этом цена билетика, приобретенного по карте, осталась прежней — 25 рублей. По словам коммерсантов, сделано это для того, чтобы приучить горожан расплачиваться транспортной картой. Пока известно, что цены на проезд в своих маршрутах увеличили ООО «Васильев», ООО «Вираж-1», ИП Шадуя.
Между тем, такое изменение цены проезда в пользу безналичной оплаты незаконно, уверенны специалисты отдела по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора.
— Согласно пункту 1 статье 16, при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов, — прокомментировали ситуацию в ведомстве.
Иными словами, повышать стоимость проезда в зависимости от способа оплаты незаконно. Нарушителям грозит административная ответственность — выдача представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения. За повторное нарушение могут наказать рублем. Но указать на недочеты предпринимателям Роспотребнадзор может только по заявлению потребителей о нарушении прав. Пока же таких обращений от горожан не поступало.
Однако в городском управлении транспорта уверены — коммерсанты действуют в рамках закона.
— Перевозчики работают в рамках 220 Федерального закона, сообщающий о том, что на маршрутах, на которых установлены нерегулируемые тарифы, предприниматели вправе сами решать, какую стоимость устанавливать, — объяснил нам заведующий финансово-экономическим сектором управления транспорта Владимир Карпачев. — А таких сейчас в Хабаровске большинство — весь коммерческий транспорт, трамваи и троллейбусы. Регулируемые тарифы остались только у муниципальных маршрутов. А, во-вторых, мы можем обратиться к общероссийской практике применения дифференцированной системы оплаты в общественном транспорте. Например, в Новосибирске проезд по транспортной карте стоит 17 рублей, а при оплате за наличный расчет — 18, а в Москве действует сразу несколько вариантов оплаты.
Более того, как сообщили нам в ведомстве, сегодня разрабатывается возможность установки разных цен на проезд в зависимости от времени, маршрута, частоты или количества поездок.
— В системе «Электронный транспорт» есть возможность разработать разные тарифные планы, в зависимости от частоты поездок, от количества от времени, сделать градацию по часам или маршрутам, — подчеркнули в управлении транспорта. — Но так как тарифы в Хабаровске на большинстве маршрутов нерегулируемые, то перевозчик должен сам решить, применять ли подобные варианты в своей работе. В марте-апреле мы будем выходить к предпринимателям с предложениями о введении разной тарифной политики. А внедрять ли их у себя на маршрутах — решать им.