Введение системы онлайн-покупки полисов ОСАГО должно было облегчить жизнь автолюбителям, но практика показала, что не все с легкостью смогут пройти эту процедуру.
Прошел уже год с тех пор, как у автомобилистов появилась возможность оформить полис ОСАГО онлайн: с 1 января 2017 года каждая страховая компания обязана предоставлять данную услугу через Интернет.
Общие принципы покупки страхового полиса такие же, как в обычном интернет-магазине. Изначально вам необходимо зарегистрироваться на официальном сайте страховой компании, именно на официальном — стоит обратить на это внимание. Кстати, вход возможен и через авторизацию на сайте госуслуг, если у вас уже создан аккаунт.
Следующий шаг – это заполнение всех необходимых данных. Из документов вам понадобится: паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, диагностическая карта, подтверждающая прохождение технического осмотра автомобиля, и номер прошлого страхового полиса. К тому же, для подтверждения ваших данных страховщик может запросить отсканировать документы и приложить их к заявке.
Кажется, ничего сложного, и онлайн-покупка должна облегчить жизнь автолюбителям. Но на стадии заполнения и проверки всех полей выступает один из самых острых подводных камней электронного ОСАГО – замещающий страховщик.
— Начала оформлять страховку онлайн на официальном сайте достаточно известной компании, но в итоге, после внесения всех данных, их проверки, меня перекинули на сайт совершенно другого страховщика, уведомив, что он является замещающим. Об этой фирме я вообще первый раз слышала, посмотрела отзывы в Интернете, и большинство из них были негативными, — рассказала Елена Цуканова, автолюбительница.
К сожалению, достаточно большое количество автолюбителей столкнулись с данной проблемой, форумы пестрят обсуждениями, что в выбранной страховой компании не удается оформить полис.
Что же такое замещающий страховщик?
Все организации, имеющие лицензию на ОСАГО в России, входят в Российский союз автостраховщиков. И все члены данной организации делят между собой автомобили – срабатывает так называемый принцип солидарности – каждый страховщик получает по чуть-чуть «плохих» не желательных для него клиентов. И если вы попали в эту категорию (небольшой водительский стаж, прошлые ДТП или достаточно старый автомобиль), то вас перенаправят на замещающего страховщика.
Что делать?
Вариантов дальнейшего развития событий – три. Если хотите оформить полис именно у этой компании, вы можете попытаться изменить данные, например, убрать «нежелательных» водителей или поставить неограниченное число лиц, допущенных к управлению автомобилей, возможно, система тогда и допустит вас. Второй – это оформлять у замещающего страховщика, ведь по закону каждая компания должна иметь представителя в любом регионе России, и при наступлении страхового случая, вы сможете обратиться в ее офис. И наконец, пробовать получить электронный полис во всех известных вам и имеющих хорошую репутацию в регионе страховых компаниях.
— Я не рискнула оформлять полис у замещающего страховщика, написала жалобу в Центральный Банк России, именно он контролирует деятельность компаний, и за отказ в предоставлении услуг страховщикам положены штрафы от ЦБ. Но ответ был достаточно размытый, ведь доказать, что вас страховая компания просто «отфутболила», как нежелательного клиента, — сложно. В итоге, перебрав пять известных мне компаний, полис удалось оформить только в одной, — добавила Елена Цуканова.
После проверки и подтверждения данных на сайте страховщика, вам останется только оплатить покупку, и на адрес вашей электронной почты будет отправлен чек об оплате и полис, который вы должны распечатать. И не забываем о том, что после получения электронной версии, вы всегда можете заказать у страховщика оригинальный полис на официальном бланке, который вам вышлют почтой.