Пешеходные переходы возле школ Хабаровска стали причиной ссоры градоначальника с депутатами новой городской думы. Претензии к мэрии есть также от ГИБДД и в «путинском» ОНФ. Тем временем, хабаровские родители жалуются, что наши дети ежедневно рискуют жизнью на пути к знаниям. пешеходные переходы школы
– Дорога к школе для хабаровских учеников становится безопаснее. На этой неделе завершатся работы по обустройству пешеходных переходов к учреждениям образования и спорта. В этом году в рамках федеральной программы по обустройству переходов «Дорога в школу» на эти цели выделено 46 млн рублей. В нормативное состояние приведены 37 пешеходных переходов у школ №№ 2, 10, 11, 12, 24, 38, 40, 44, 46, 49, 52, 58, 62, 63, 67, 72, 85, 87, к гимназиям №№3 и 6, военно-морскому и многопрофильному лицею, лицеям «Вектор», «Ритм», «Алые паруса», «Успех», школам-интернатам №№1 и 6, детсадам №№15, 19, 57, 126, спортшколе «Олимпия» и стадиону «Локомотив»,– официально сообщили в мэрии в начале ноября.
Но у некоторых городских депутатов возникли серьёзные сомнения на этот счет.
– Вместе с депутатом Александром Малека мы объехали 11 из 37 готовых объектов и на трёх не нашли искусственные неровности, а у школы №12 вообще не смогли найти переход с освещением, – пишет в своем аккаунте Александр Каян, известный как блогер «Злой дальневосточник». – Нашему мэру прежде, чем отчитываться о завершении в 2019 году муниципальной программы «Дорога в школу», сначала нужно было проверить эти объекты. Стоимость такого перехода – чуть больше миллиона, но некоторые сделаны не на сто процентов, возникает вопрос о не целевом использовании бюджетных денег.
Эти обвинения так возмутили Сергея Кравчука, что он позвал парламентариев в совместный объезд, дабы те сами убедились, что переходы есть и действительно безопасны. Хотя с тем, что готовы все 37 анонсируемых переходов, не согласен и начальник отделения дорожного надзора отдела ГИБДД по городу Хабаровску Федор Зимовик.
– Сейчас на сто процентов сделаны только 17 из 37 пешеходных переходов, – отметил автоинспектор. – В связи с неудовлетворительными погодными условиями большой вопрос, как будут заканчивать работы.
Казус Рыбалко
Проблема безопасных подходов к школам актуальна для Хабаровска уже много лет. Но именно прошлой осенью вопрос ребром поставил известный предприниматель Владимир Рыбалко, который 65 дней пикетировал мэрию, требуя обустроить переход у школы №10, где учится его дочь-первоклассница. Участок пути к образовательному заведению небезопасным признала и экспертная комиссия, но делать мэрия ничего не стала, ссылаясь на законодательство и обещая сделать ремонт в 2019 году. Год на исходе, а проблема, по мнению отца-предпринимателя, так и не решена.
– Несмотря на решение суда, которое было вынесено в результате обращения прокурора города, мэрия к сентябрю 2019-го не привела в соответствие нормативным требованиям тротуары по переулку Дзержинского и переулку Фабричному, по которым дети ходят в десятую школу. Почему-то «упёрлись» и не обустроили переход перед школой, дети продолжают ходить, как и раньше, но ещё и по диагонали, что опаснее! – пишет Рыбалко на своей страничке в Фейсбуке. – Ограждения установили там, где они не нужны, а там, где остро необходимы, не установили. Причина очевидна – тротуар станет ещё уже, его сначала надо расширить до двух метров.
– Но не все только плохо! Появился пешеходник для тех, кто идёт с детьми в садик, правда, опасный. На переулке Дзержинского в районе дома №107 по улице Волочаевской сделали восемь метров тротуара, а также 15 метров ограждения вместо блоков возле самой школы. Два из четырёх опасных участков на подходах к школе обезопасили. На это ушёл год и несколько десятков тысяч рублей, – отмечает упрямый отец.
В школу с фонариком
Впрочем, путь к знаниям труден не только для учеников десятой школы. Так, в краевом отделении ОНФ сообщают о более, чем 50 обращениях от хабаровских родителей, которые считают, то их дети рискуют жизнями и здоровьем по дороге на учебу. По переулку Инскому дети идут прямо по проезжей части к школе №62. Рядом база «Водоканала» и снующие грузовики, по вечерам там не горят фонари. Во дворе школы №85 – бетонные плиты, не полностью закрытые колодцы. На тротуаре, ведущем к заведению, ямы и огромные лужи, а на близлежащей проезжей улице нет пешеходного перехода.
В Академическом лицее на улице Воровского в поселке им. Горького родители из частного сектора жалуются, что детям приходится каждый день перебегать в тёмном месте оживлённую трассу. Переход там тоже не оборудован. Также перебегать дорогу через оживлённую улицу приходится ученикам из школы №29. На остановке «Сурикова» во время реконструкции «зебру» убрали, а новую не нанесли. А из-за особенностей проезжей части пешеходы оказываются зажатыми между трамвайными путями и дорогой. В Волочаевском городке дети идут по утрам после второй смены в кромешной темноте.

Заброшенные стройки, гаражи, отсутствие освещения и тротуаров поджидают хабаровских школьников
После выезда по самым «горячим точкам» активисты ОНФ собрали на круглый стол представителей мэрии, гордумы, прокуратуры и, конечно, родителей.
– Работу по обустройству пешеходных переходов мы начали четыре года назад, и за все эти годы поток обращений от жителей не уменьшается. Чиновники управления образования говорят, что обустройство территории за воротами школы – это уже не их полномочия. ГИБДД кивает на управление дорог и благоустройства, те, в свою очередь, на другие ведомства. Вот и получается, что ведомств много, а проблема остается, – заявил глава краевого исполкома ОНФ Юрий Рошка.
Яркий пример таким «боданиям» – школа №63, где из-за делёжки территорий между городской администраций и министерством обороны дети вынуждены ходить в школу с фонариками вдоль проезжей части. «Войну» за свет на этом пути родители ведут с 2014 года. Как разъяснил городской прокурор Кирилл Осипчук, трудности возникли из-за споров, на чьём балансе должна находиться дорога, которая проходит по военному городку. Точку должен поставить суд, но когда это будет – неизвестно.
Часто по дороге к городским школам отсутствуют тротуары, а те, что есть, залиты водой. По пути встречаются места дислокации бомжей, заброшенные стройки, открытые люки и даже бродячие собаки. В сентябре двух девочек покусал бесхозный пёс прямо у ворот школы №83. Кстати, в микрорайоне Красная речка проблема школьной дороги стоит, пожалуй, наиболее остро. Там дети в буквальном смысле рискуют жизнью, добираясь на учёбу.
– Нормальный оборудованный переход находится в 2,5 км от школы. Поэтому и дети, и взрослые предпочитают перейти через железную дорогу, часто пролазят под вагонами, – говорит Юрий Рошка.
Всего не охватишь
А между тем, в Хабаровске 74 школы и ещё 100 учреждений дополнительного образования и детсадов. Все они нуждаются в безопасных дорогах. Пока сделана небольшая толика из необходимого.
–К сожалению, за один раз охватить все проблемные участки невозможно. В этом году сделали 37 переходов, в следующем году цифра будет больше. Сейчас формируется список образовательных учреждений для работ на следующий год. Он составляется на основе рекомендаций ГИББД, заявок общественности и руководителей образовательных учреждений, – рассказал и.о. начальника горуправления дорог и внешнего благоустройства Виталий Колтанюк. – На следующий год на эти цели запланировано чуть более 60 млн рублей, в плане привести в нормативное состояние 60 переходов.
Впрочем, чтобы рядом со школой появилась «зебра», этот переход должен быть указан в паспорте безопасности школы, где чётко обозначено, откуда и какими путями дети идут на учебу. Этот документ в учебных заведениях составляют сами и, как выяснилось, не всегда правильно.
– В 33 школах Хабаровска паспорта безопасности не согласованы. Они просто не соответствуют действительности. В документах указаны ближайшие дома, а не весь микрорайон. Директор школы не знает, как его дети ходят школу? А мы как можем посодействовать, если эти подходы к школе даже не обозначены?! – вопрошал автоинспектор Фёдор Зимовик.

Такие паспорта безопасности должны быть у каждого образовательного учреждения
Зачастую, к сожалению, только после трагических ЧП у нас начинают принимать меры. Так, пешеходный переход около школы №53, организованный по всем правилам, появился только в этом году. А осенью прошлого года там три девочки попали под колёса машины на улице Малиновского. Как сообщили в ГИБДД, до этого случая путь от школы к недавно построенному микрорайону не был указан в паспорте безопасности.
Провести ревизию установок уличного освещения, обследование дорог и школ, а также принять дополнительные меры по установке элементов пешеходных связей – такие рекомендации в итоге эксперты ОНФ дали мэрии. Но представители различных структур честно признались, что работа эта не быстрая. Только чтобы поставить дорогу на муниципальный баланс, а значит, впоследствии провести там освещение, потребуется больше года. Поэтому в некоторых школах Хабаровска с родителей берут подписку о том, что они сами обязуются научить ребенка ходить домой правильно и сами несут за это ответственность. Конечно, это неплохой выход для чиновников, но как долго он будет устраивать горожан?
37 пешеходных переходов оборудовано, согласно отчёту мэрии, в 2019 году возле образовательных учреждений Хабаровска
60 переходов в планах мэрии по благоустройству на 2020 год
174 учреждениям в городе требуются безопасные подходы
Фото автора