Странные инициативы Минвостокразвития в отношении памятников могут поставить в тупик любого рационально мыслящего человека. Ещё не успели возвести в Хабаровске Триумфальную арку, в отношении которой даже не определились, куда её ставить, как председатель Общества русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» Константин Малофеев выдвинул ещё несколько предложений.
В рамках нового проекта этот деятель предложил возвести памятники Николаю I в Николаевске-на-Амуре, что ещё можно как-то объяснить, и на Сахалине, что уже как минимум нелогично. А ещё автор проекта считает уместным поставить во Владивостоке памятник цесаревичу Николаю Алексеевичу, ставшему последним российским императором Николаем II, как «единственному из Романовых, который посещал Дальний Восток» и «заложил Транссиб». К сожалению, первое утверждение свидетельствует о незнании автором истории посещения региона представителями дома Романовых, а второе говорит о том, что он ещё и имеет весьма поверхностные представления о строительстве Транссибирской магистрали. Попытаемся разобраться, насколько эти памятники историчны.
Николай I «Палкин»
Императора Николая I не зря прозвали Палкин: любимое наказание, к которому приговаривались солдаты в период его правления (начиная с суда над декабристами) – это битьё палками. Иногда это было равносильно смертной казни – в зависимости от длины строя солдат, через который шёл осуждённый, его могли и заколотить насмерть.

Николай I
А все значимые достижения николаевской эпохи? Да сам император на них решался нехотя, будто из-под палки. Построили первую российскую железную дорогу? Так её с огромным трудом разрешили возвести и то, только как развлекательный поезд для поездок царского двора из столицы в летнюю резиденцию! А все первые железные дороги в других странах возводились для промышленных целей! Началось заселение Дальнего Востока? Так это потому, что Николай Николаевич Муравьёв и Геннадий Иванович Невельской проявляли инициативу, причём, иногда нарушая прямые указания властей. Да и как можно характеризовать ещё Николая, как правителя, когда ему принадлежит фраза: «Россией не я управляю; Россией управляют столоначальники».
Николай I и Невельской
Но вернёмся к Николаевску-на-Амуре. Невельской уже провёл Амурскую экспедицию и доказал, что Сахалин – остров, а устье Амура доступно для морских судов. Министр иностранных дел Нессельроде и его окружение собирались за это наказать Геннадия Ивановича – ведь действовал он не дожидаясь инструкций, которые, правда, были подписаны, но не были на тот момент им получены. В итоге, наказания не последовало, но ему запретили занимать лиман и устье Амура.
По своей собственной инициативе и на этот раз нарушая прямой запрет, Геннадий Иванович, вернувшись на Амур, 1 августа 1850 года основал пост Николаевка (будущий Николаевск-на-Амуре) и объявил Нижнеамурский край и Сахалин владениями России. Позже, соратник Невельского Дмитрий Иванович Орлов по его распоряжению 30 августа 1853 года основал на Сахалине пост Ильинский.
Прямое нарушение инструкций грозило Геннадию Ивановичу разжалованием в матросы. И вот тут вмешался Николай I. Взамен разжалования Невельской получил звание капитана 1-го ранга и был награждён Владимирским крестом. Именно тогда император и произнёс: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». Осознал ли он значимость действий Невельского, или ему просто польстило, что пост был назван его именем, сложно сказать. В любом случае, западные проблемы волновали Николая I намного сильнее. И лишь начавшаяся в 1953 году Крымская война побудила российское правительство разрешить Муравьёву направить по Амуру войска и снаряжения для укрепления обороны дальневосточного побережья и Камчатки.
Застолбить – не присоединить
Однако, у этой истории есть и вторая сторона, которая ставит под сомнение необходимость установки памятнику именно Николаю I. Да, слова были сказаны, флаг был поднят, а территории начали заселяться. Но вопрос надо было решить ещё и де-юре. Иначе говоря, добиться, чтобы и соседи признали эти земли российские, а именно Китая в случае с Николаевском и Япония в отношении Сахалина. Но сделано всё это было уже при его приемнике Александре II. Благодаря дипломатическому таланту Муравьёва, в 1858 году был подписан Айгуньский договор с Китаем, по которому Приамурье отошло России. За это Николай Николаевич заслуженно получил графский титул и приставку к фамилии Амурский. С Сахалином дело было сложнее.
Не будем забывать, что Сахалин долгое время считался полуостровом, а следовательно, как и территория Приамурья, по Нерчинскому договору находился в сфере китайского влияния. Но сил Китая не хватало даже на постоянное присутствие в землях по Амуру, что уж говорить о Сахалине. А окончательное открытие его основного положения способствовало и появлению нового претендента – Японии, с которой и пришлось решать вопрос о принадлежности.
В 1855 году был подписан Симодский трактат между Россией и Японией, по которому остров получил весьма сомнительный статус. Страны договорились о совместном владении Сахалином. Такое положение долго сохраняться не могло, и в 1875 году в Санкт-Петрбурге между государствами был подписан новый договор, по которому Россия получала в собственность остров Сахалин, взамен отказавшись от своих прав на Курильские острова.
Таким образом, Николай I лишь утвердил то, что было сделано Муравьёвым, Невельским и их соратниками. Более того, при нём вопрос принадлежности этих территорий даже не был решён окончательно! Понадобилось поражение в Крымской войне, чтобы его преемник Александр II начал решение всех насущных вопросов России и в том числе юридического закрепления за Россией её восточных рубежей. Может быть, с цесаревичем Николаем Александровичем дело обстоит лучше?
Не первый!
Не лучше! Начнём с первого утверждения, что цесаревич Николай Александрович был единственным «из Романовых, который посещал Дальний Восток». Во-первых, не самый веский повод для установки памятника. Так можно весь край заставить монументами более-менее известных личностей только за то, что они здесь были. А во-вторых, как бы сказал Коровьев-Фагот из «Мастера и Маргариты», поздравляем вас, граждане, соврамши!
Не единственный и, даже, не первый! Первым был великий князь Алексей Александрович Романов, четвёртый сын императора Александра II, приходившийся Николаю Александровичу дядей. Завершая своё кругосветное плавание, в конце 1872 года он прибыл во Владивосток, из которого вернулся в столицу сухим путём через всю Сибирь, посетив многие города и, в том числе, Хабаровск.

цесаревич Николай Александрович
Вторым был великий князь Александр Михайлович Романов, сын великого князя Михаила Николаевича, который был четвёртым сыном императора Николая I. Он тоже совершил кругосветное путешествие, тоже возвращался через всю Сибирь посуху и, кстати, тоже посетил Хабаровск в 1887 году. Интересный факт: в 1895 году он представил Николаю II программу усиления российского флота на Тихом океане. В ней он предсказывал войну с Японией, которая, по его мнению, должна начаться в 1903 – 1904 годах после завершения японской судостроительной программы. Его программу только обсудили. Принята она не была.
И, наконец, третий, уже сам цесаревич Николай Александрович тоже совершил кругосветное путешествие, из которого точно также возвращался всю Сибирь. Так как появление наследника престола было для граждан знаменательным событием, в городах в честь его приезда возводили триумфальные арки. Все они были потом снесены, причём некоторые даже до советской власти. Во Владивостоке арку восстановили и сейчас идёт речь о реконструкции арки в Хабаровске.
«Символическая тачка»
Кроме того, что Николай Александрович был наследником престола, он ещё и был председателем комитета по сооружению Транссибирской магистрали. Поэтому, когда в 1891 году Николай Александрович в рамках своего кругосветного путешествия посетил Владивосток, он принял участие и в торжественных мероприятиях, связанных с закладкой Трассиба. 19 мая (по новому стилю – 31 мая) 1891 года приблизительно в 2,5 километров от Владивостока Николай официально объявил о начале строительства Великого Сибирского пути. Он собственноручно набрал тачку земли и отвёз её на строящееся полотно.
После этого, цесаревич принял участие в торжественной закладке вокзала, где он при помощи молотка и лопаты зацементировал в специальной каменной нише серебряную доску с надписью о начале сооружения Транссиба. Однако всё это было не более чем формальные шаги. Фактическое строительства Транссибирской магистрали началось раньше. Строили Великий Сибирский путь одновременно с двух направлений – западного и восточного, поэтому первые работы начались в начале марта 1891 года на участке Миасс – Челябинск.

Закладка Транссибирской магистрали
Да и во Владивостоке работы уже велись! Ещё в апреле в город прибыл пароход «Петербург», который привёз рельсы, инженеров-путейцев и 600 каторжан, ставших первыми строителями трассы. К приезду Николая Александровича уже было проложено 2,5 километра дороги и начато строительство вокзала. Так что, события 31 мая 1891 года, конечно, официально ознаменовали строительство Великого Сибирского пути, но это не столь значительная причина для возведения памятника цесаревичу – магистраль построили бы и без него.
Что в итоге? Монархи с сомнительной репутацией (один «Палкин», другой – «Кровавый»), с провальной внешней политикой (с первым Россия проиграла Крымскую войну, со вторым – Русско-японскую и ввязалась в Первую мировую) и неспособные осознать необходимость реформ. Конечно, вычёркивать их из истории за это не стоит, но и возводить им памятники – это слишком! В особенности учитывая тот факт, что их личный вклад в освоение Дальнего Востока был не так уж велик!
Фото из открытых источников