Всю прошедшую неделю Хабаровск лихорадило: ходили слухи, что город останется без муниципального транспорта. Машины все же вышли на маршруты в результате переговоров между администрацией города и главным кредитором предприятия налоговой службой.
Более того, муниципальных автобусов становится больше — мэрия закупила у волгоградского завода восемь новых автобусов, работающих на газе. Четыре из них уже доставили в Хабаровск, прибытия еще четырех ожидают к концу этой недели. По каким муниципальным маршрутам они будут курсировать – решат в администрации города после оформления всех документов.
— Сейчас нам предстоит бумажная работа: необходимо оформить через департамент муниципальной собственности принадлежность этих автобусов к МУП «Городской электротранспорт» , — рассказала Наталья Воротынцева, главный инженер МУП Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление». — Потом и с маршрутами определимся.
Парадокс в том, что автобусы передадут на баланс свежесозданного муниципального предприятия «Городской Электротранспорт». В администрации города это объясняют так: зачислять новые машины на баланс предприятия-банкрота МУП ХПАТП №1 никак нельзя.
— В 2015 году за МУП ХПАТП №1 числился долг около 300 миллионов рублей. Это налоги, запчасти, зарплата. Тогда и началась процедура банкротства. Сейчас предприятие находится в конкурсном производстве. После оценки и продажи имущества, долги покроют, а оставшийся транспорт перейдет новому МУПу, который и займется перевозкой пассажиров на городских маршрутах, — объяснил ситуацию Алексей Деменок, директор МУП ХПАТП №1.
Но вернемся к новым автобусам. «Волгабасы» доставили в Хабаровск по железной дороге. Автобусы 2017 года выпуска отечественного производства работают на газомоторном топливе. Транспорт полностью соответствует требованиям 220-го федерального закона: машины низкопольные, оборудованы аппарелями для перевозки маломобильных групп населения, в салоне есть тревожная кнопка, информационное табло и датчик учета пассажиропотока.
— Здесь стоит новый мотор экологического класса «Евро-5» китайского производства, — рассказывает Сергей Калмыков, инженер сервисного центра ООО «Волгабас». — Это и хорошо, у вас Китай под боком, не нужно будет, в случае поломки, везти мотор в Москву, выписывать запасные части из Азии – все на месте сделать можно.
12-ти метровые «Волгабасы» собирали на заводе по специальному заказу администрации Хабаровска. Каждый автобус обошелся городскому бюджету почти в 6 миллионов рублей. Машины создавали с учетом особенностей дальневосточного климата – они оснащены и кондиционером, и обогревателем.
— Кроме того, здесь есть автоматическая система пожаротушения — ну вдруг там чего — если она не срабатывает, водитель может сам ее включить, и мгновенно тушится моторный отсек. Там стоят 6 огнетушителей автоматических, — рассказал Сергей Калмыков, инженер сервисного центра ООО «Волгабас».
Российский машиностроительный холдинг «Волгабас» выпускает автобусы подобного типа уже более 20 лет. Его продукция востребована по всей России. В Санкт-Петербурге таких около 500, 120 – во Владимире и более 60 «бегает» в Оренбурге.
Вместимость – до 30 сидячих мест, считая и место кондуктора, полная загрузка – 111 пассажиров. Распределять автобусы по маршрутам начнут в ноябре.
Кстати, из коммерческих перевозчиков, заявивших на скандально известном конкурсе новые автобусы, полностью выполнил требование федерального закона только предприниматель, обслуживающий маршрут №47. Остальные до сих пор обновляют парк машин и, похоже, никуда не спешат.
Остается открытым вопрос заправки новых машин. На полном баке автобус может проехать до 350 километров. Значит, заправляться придется ежедневно. Сейчас транспорт, работающий на природном газе, получает топливо на заправке, расположенной недалеко от поселка Березовка. В Хабаровске планируют построить еще две газонаполнительные компрессорные станции. Участки под возведение заправок уже выделили и выставили на аукцион. Один из объектов будет находиться в районе МУП «Спецкомбинат» на улице Карла Маркса, другой на улице Малиновского.
Мария Полякова
Фото: Дмитрий Волков