• Город
    • История Хабаровска
  • Аналитика
  • Бизнес
  • Витрина
  • Люди
    • Образ жизни
  • Развлечения
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Афиша на неделю
  • Здоровье
  • Объявления и услуги
  • Добавить новость
  • Город
    • История Хабаровска
  • Аналитика
  • Бизнес
  • Витрина
  • Люди
    • Образ жизни
  • Развлечения
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Афиша на неделю
  • Здоровье
  • Объявления и услуги
  • Добавить новость
Два века Нелькана: стрелка, юрта и чайный тракт
Сайт ХабИнфо
История Хабаровска

Два века Нелькана: стрелка, юрта и чайный тракт

19 октября, 2018

«Официальная» история Нелькана насчитывает двести лет! Больше, чем у Хабаровска. Однако, ещё до образования поселения с таким названием на территории будущего Хабаровского края, здесь уже ступала нога русских первопроходцев. Поэтому, история освоения этих земель русскими на самом деле уходит в далёкий XVII век! И хотя сейчас это всего лишь небольшое село в Аяно-Майском районе Хабаровского края, иногда даже оно играло немаловажную роль в экономической жизни региона.

Эвенкийка Нелька и Майское зимовье

Старинная легенда гласит, что в этих местах первопроходцы из отряда Ивана Москвитина увидели одинокую юрту. В ней жила старая эвенкийка Нелька, гостеприимно встретившая путников. Может быть, именно она и привела к москвитинцам проводников, которые вывели их к устью реки Мая короткой дорогой через Джугджур. Правду гласит легенда, или нет, но в любом случае, на пути из Якутска в Аян и обратно русские первопроходцы приметили это место.

В 40-х годах XVII века на реке Мая построили три русских зимовья – Среднемайское, Верхнемайское и Майское, которые подчинялись Алданскому воеводству. В 1671 году все три были объединены в одно – Майское, которое находилось на месте современного Нелькана.

Зимовья обычно ставились в тех местах, где проходили кочевые пути тунгусов и проводились ярмарки с участием якутов. Их главной целью был сбор пушного налога – ясака, поэтому их называли ещё ясачными. Казаки отправлялись в них с наступлением зимы, когда прибывали тунгусы для уплаты ясака, а покидали их до весенней распутицы. Майское зимовье было удобным во всех отношениях, поэтому неудивительно, что оно стало довольно значительным. В нём было 13 служилых людей, в то время, как в большинстве зимовий обычно было 3 – 7 человек, и лишь в самом крупном – 20. Состояло зимовье из добротных изб. Исходя из количества людей, в Майском зимовье, скорее всего, было не менее 3 – 4 таких построек.

Увы, Майское зимовье не получило бурного развития. После эпидемии оспы в тех местах резко сократилось тунгусское население. Запасы соболя тоже истощились. К этому времени активизировался морской зверобойный промысел. Пути к нему шли через Охотский тракт, от которого Майское зимовье находилось в стороне. Так, уже в XVII веке значение зимовья упало, и жизнь в нём замерла. Иногда появлялись здесь сборщики ясака. А ещё в этот период пытались перенести порт из Охотска в более удобное место, так что можно было встретить в этом районе и устроителей дорог. Они искали здесь новые пути к Охотскому побережью.

Рождение Нелькана

Начало XIX века было оптимистичным – порт из Охотска решили перенести в устье Алдомы. С этим портом планировалось связать дорогой и бывшее Майское зимовье, или урочище Нелькан, как его стали называть. Правда, в эвенкийку Нельку, якобы давшую имя этому месту мало кто верил. Хотя название имеет эвенкийские корни. «Нель» означает стрелка, или слияние двух рек. К данному месту такое название вполне подходит, так как здесь река Чуя впадает в реку Мая. А «кан» означает «тот, кто здесь живёт».

Два века Нелькана: стрелка, юрта и чайный тракт

Нелькан (карта). Фото: wikimedia.org

Бывшее зимовье расширилось – строители будущей дороги возвели здесь верфь с пристанью и ещё несколько строений – дома и сараи с амбарами. Однако, начавшаяся стройка быстро оборвалась. Порт переносить не стали, и строительство дороги прекратилось. Рабочие покинули эти места, бросив всё на произвол судьбы. Местность эта вновь стала пустовать, и лишь иногда редкие путешественники заходили сюда для отдыха по пути из Якутска к морскому побережью. Так, в июле 1806 года здесь провёл четыре дня адъюнкт ботаники Академии наук Иван Иванович Редовский на пути в Охотск. Тут он отдыхал и собирал растения.

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба урочища, если бы не очередная эпидемия. В 1816 году в Якутии произошла вспышка сибирской язвы. Погибли почти все лошади, из-за чего не было возможности доставить продовольствие в отдалённые районы. Начался массовый голод кочующих тунгусов. Местная власть, роль которой играло Якутское областное управление, в 1818 году к местам проведения ярмарок тунгусами направило двух служилых казаков. Казачий капрал Прокопий Новгородов и грамотный казак Григорий Цапандин должны было организовать здесь хлебозапасный магазин. Новгородов к этому времени уже имел опыт подобной деятельности: в 1810 году он был смотрителем Алданского запасного магазина, а в 1814 году – магазина на Камчатке. 1 августа 1818 года была сделана первая запись об открытии магазина в урочище Нелькан. Дата эта и считается рождением поселения.

Перевалочный пункт

Начиная с того дня жизнь нового поселения не замирала ни на один день. Менялись смотрители хлебозапасного магазина, изменялся его ассортимент. Охотников-эвенков снабжали не только продовольствием, но и порохом, свинцом, солью. В 1848 году магазин перешёл в ведение Российско-Американской компании, которой принадлежал до 1867 года, пока она сама не закрылась. Всё это время он продолжал свою бесперебойную работу.

нелькан хабаровский край 6

Река Мая. Фото: ayan-lantar.ru

Развитие Нелькана оказалось тесно связано с деятельностью Российско-Американской компании. Благодаря её усилиям в 1844 – 1845 годах был проложен Амиго-Аянский тракт, соединявший Якутск с Охотским морем, а Нелькан стал одной из его станиц. Так, проездом его посетили генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв, Геннадий Иванович Невельской, архиепископ Камчатский и Иркутский Иннокентий.

В 1851 году Амиго-Аянский тракт стал казённым почтовым, а Нелькан приобрёл государственный статус. Казалось бы, заботится о нём должны чиновники. Однако в итоге, его содержание стало проблемой местного населения, которое постепенно заселяло эти места. В основном это были крестьяне. Разумеется, почти сразу встал вопрос о строительстве храма. В 1852 году начался сбор средств на строительство часовни, и уже через 10 лет она была возведена.

«Чайный путь»

Закрытие Российско-Американской компании могло тяжело сказаться на жизни и так не слишком большого посёлка: в Нелькане было 7 дворов, в которых проживало 18 человек. Дошло до того, что осталось только две семьи, а часовню пришлось закрыть. Но вскоре жизнь вновь закипела – тракт стали использовать для перевозки чая из Китая. Его и называть стали «чайный». В год могли перевозить до 100 тысяч ящиков. К началу летней навигации (чай доставляли морем в Аян) в Нелькане собиралось до 200 рабочих якутов. В 1902 году была даже открыта церковно-приходская школа. Учились в ней дети местных купцов и тунгусов, работавших на тракте.

О состоянии тракта тоже нашлось кому позаботиться. Его приобрёл камчатский купец первой гильдии А.Ф. Филиппеус, взявший на себя снабжение северо-восточной окраины всем необходимым. За это он получил право скупать и вывозить отсюда всю пушнину. Более 20 лет купец заботился о состоянии тракта, а также не пожалел средств на восстановление часовни.

В 1889 году Филиппеус умер. Примерно в это же время, в конце XIX века сгорела часовня. Тракт переходил из рук в руки, что не способствовало улучшению его состояния. Государство также не проявляло интерес к его восстановлению: слишком дорогим по подсчётам выходило строительство колёсной дороги. Но новую церковь в 1898 году построили, правда и она сгорела в 1912 году. И всё-таки, в 1914 году возвели новый храм по проекту архитектора Константина Андреевича Тона.

На обочине истории

Удивительно, но Нелькану удалось оказаться в гуще событий на завершающем этапе гражданской войны! В октябре 1922 года его захватили войска генерала Анатолия Николаевича Пепеляева, удерживая эту территорию до лета 1923 года, пока не вынуждены были сдаться. А в мае 1924 года Нелькан стал базой тунгусского восстания, вызванного непродуманными действиями новой власти (закрытие портов для иностранной торговли, ограничение торговли, перебои со снабжением товарами), но и оно в 1925 году прекратилось. Больше в центр политических событий Нелькан не превращался.

В последующие годы Нелькан оказался «на обочине» исторического развития. Какие-то события в нём были в духе тенденций всей страны.

Так, церковь в 1927 году была закрыта и превращена в сельский клуб, а бывшие участники тунгусского восстания, которых простили за добровольную капитуляцию, были репрессированы. А вот индустриализация до него не добралась. Даже дорога и способы движения по ней оставались дореволюционными – летом на лошадях, а зимой на оленьих нартах. В 60-е правда пошли разговоры о строительстве автотрассы для вывозки леса и ввоза необходимых товаров, даже в 70-е никаких подвижек в этом направлении не было. Малая авиация и речной транспорт должны были решать все проблемы транспортировки.

Два века Нелькана: стрелка, юрта и чайный тракт

Церковь Благовещения Божией Матери. Фото: wikimedia.org

Однако, 80-е годы начали приносить изменения в разных сферах жизни небольшого поселения. В 80-е годы в Нелькане построили новый клуб, напротив здания бывшей церкви. Вначале помещение старого клуба хотели превратить в музей, но в 1991 году решили вернуться к истокам и открыть храм. В 2000-е годы, несмотря на все сложности и дороговизну реставрационных работ, церковь была воссоздана.

Занялись и дорогой. Была построена трасса Аян – Нелькан, но вот продолжением её до Якутска заниматься не стали. А за содержание дороги, как и до революции, вновь стали отвечать местные предприниматели.

Недавно Нелькан отметил своё двухсотлетие. И может быть такая круглая дата обратит на себя внимание, и посёлок-юбиляр получит наконец хотя бы дорогу, достойную поселения с двухвековой историей.

Главное фото: foto-planeta.com

  • Теги
  • город
  • история
  • культура
  • Нелькан
Facebook Twitter Google+ VKontakte
Василий Кузьмин

Василий Кузьмин

Профессиональный историк. Разбирается не только в истории, но и в кинематографе. Оценить его работу вы можете на страницах нашего сайта.

Больше интересного!

В ожидании снега: погода на февраль в Хабаровске Город
28 января, 2021

В ожидании снега: погода на февраль в Хабаровске

Строим для детей: хабаровчане ждут открытия трёх важных объектов от Минстроя края Город
26 января, 2021

Строим для детей: хабаровчане ждут открытия трёх важных объектов от Минстроя края

Новые дома и ремонт школы: первые объекты 2021 года в Хабаровске Город
25 января, 2021

Новые дома и ремонт школы: первые объекты 2021 года в Хабаровске

гороскоп на неделю
Это интересно
  • ТЦ Хабаровска
  • Любовный гороскоп 2021
  • Гороскоп на неделю
  • Гороскоп на 2020 год
  • Прожиточный минимум
что волнует город
ОСАГО снова меняется: будем платить больше
ОСАГО снова меняется: будем платить больше
Мусор поедет на зону? В крае ясной картины мусорной реформы так и нет
Мусор поедет на зону? В крае ясной картины мусорной реформы так и нет
По уши в долгах: в Хабаровске обсудили городской бюджет-2020
По уши в долгах: в Хабаровске обсудили городской бюджет-2020
проект «китового туризма»
Пройди тест
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру» — а вы помните басни Крылова? Развлечения
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру» — а вы помните басни Крылова?
Знаете ли вы Хабаровск (тест онлайн) Город
Знаете ли вы Хабаровск (тест онлайн)
Кто это сказал? Угадай политика по фразе Развлечения
Кто это сказал? Угадай политика по фразе
Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь: тест на знание историй о Простоквашино Развлечения
Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь: тест на знание историй о Простоквашино
Последние посты
«Красные бусы» отожгли по-народному в хабаровской филармонии

«Красные бусы» отожгли по-народному в хабаровской филармонии

В ожидании снега: погода на февраль в Хабаровске

В ожидании снега: погода на февраль в Хабаровске

Певец уссурийской тайги Василий Шешунов в коллекции Дальневосточного художественного музея

Певец уссурийской тайги Василий Шешунов в коллекции Дальневосточного художественного музея

Что случилось на автозаправках в Хабаровском крае

Что случилось на автозаправках в Хабаровском крае

Иванова мечта: как хобби превратить в рентабельный бизнес

Иванова мечта: как хобби превратить в рентабельный бизнес

  • Город
  • Аналитика
  • Бизнес
  • Витрина
  • Люди
  • Развлечения
  • Здоровье
  • Объявления и услуги
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». Главный редактор Ермакова М.В..

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел.: (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Реклама в газетах
  • Реклама на сайте
  • Архив номеров
  • Соглашение
  • Контакты
  • Вакансии
  • О нас
  • Партнеры сайта
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.