Хабаровские автомобилисты любят ремонтировать своих железных коней в гараже «у дяди Васи». Чем может обернуться это для автолюбителя, корреспонденту Хабинфо рассказали юристы.
Среди многих хабаровских автомобилистов до сих пор бытует мнение, что ремонт «в гаражах» у знакомого мастера — это выгодное и надежное мероприятие. А эксперты по защите прав потребителей считают иначе, ведь к ним регулярно обращаются за помощью клиенты таких гаражных специалистов в надежде вернуть потраченные на неудавшийся ремонт деньги. Но помочь в такой ситуации, увы, нельзя, уверяют юристы.

В общественную организацию по защите прав потребителей клиенты таких «мастеров-ломастеров» приходят каждую неделю.
— Недавно к нам обратился хабаровчанин, который отдал свой дорогостоящий автомобиль на ремонт соседу в гараж. К нему, по словам мужчины, постоянно обращаются за ремонтом друзья, знакомые, якобы, он даже имеет регистрацию как предприниматель, — рассказывает председатель общественной организации по защите потребительских прав Денис Локанцев. — А в итоге этот гаражный мастер повредил машину, и ездить на ней теперь невозможно. Двигатель пришел в негодное состояние. Но доказать это сейчас невозможно, а уж тем более добиться хоть какого-то возмещения убытков. Хотя гаражный «дядя Вася» назвал себя ИП, после элементарной проверки на сайте налоговой службы выяснилось, что это не так. Поэтому спросить с него в рамках закона не получится.
Доказать, что ремонт был сделан некачественно, очень непросто, объясняют юристы. Даже если он сделан в сертифицированном, официальном сервисе и на руках у автомобилиста есть все необходимые документы, подтверждающие факт ремонта.
— Во-первых, автомобиль — это такой агрегат, который постоянно в работе. Его починили, а через день-другой он опять вышел из строя, и доказать, что это случилось именно из-за некачественного ремонта, не всегда возможно. А, во-вторых, в Хабаровске не так много профессиональных организаций, которые могут дать соответствующее экспертное заключение о качестве работ. Да и сами судьи смотрят на такие заключения скептически, — объяснил наш собеседник.
Между тем, претензии к официальным автосервисам поступают к юристам тоже с завидной регулярностью. Причем жалуются горожане на некачественную работу даже очень крупных и известных в городе СТО.
— Недавно у нас был случай в практике, когда при ремонте испортили двигатель автомобиля стоимостью несколько миллионов рублей. Договориться с сервисом не удалось, мастера свою причастность к поломке отрицали, — вспоминает Денис Локанцев. — Владелец машины обратился в суд, у него на руках было экспертное заключение, которое доказывало некачественный ремонт. И суд даже встал на сторону потребителя. Но при назначении выплат вычли стоимость всех расходных частей, присудив выплатить только стоимость самого агрегата. Хотя по логике ремонт без прокладок, уплотнителей и прочего невозможен. В итоге пострадавшая сторона получила компенсацию убытков в разы меньше, чем потратил.
По словам юриста, как правило, подобные дела редко доходят до суда. Обычно все недочеты в работе мастера стараются уладить с клиентами, чтобы сохранить репутацию. Потому как «сарафанное радио» в автомобильном сообществе действуют лучше любой рекламы.
Некачественный ремонт авто — как поступать автомобилисту?
Совет от юриста
По закону о защите прав потребителей у сервиса есть 20 дней на то, что бы устранить допущенные неполадки в работе. Для этого стоит написать претензию на имя руководителя компании, в которой четко описать ситуацию и потребовать устранения недостатков. Если за отведенные законом сроки мастера с работой не справятся, то владелец авто может требовать расторжения договора и возврата всей суммы. Причем если на СТО будут затягивать сроки выполнения работ, закон позволяет потребителю требовать пени в размере 1% от стоимости услуг за каждый день просрочки.
Фото автора