Ежедневно возле нефтеперерабатывающего, чтобы получить битум с завода производителя в Хабаровске выстраивается более двух десятков автоцистерн. За материалом, который используется для приготовления асфальтобетона, приезжают не только из нашего края, но и Приморья, и Амурской области.
В то же время в краевую столицу везут омский битум от «Газпрома». Говорят, что местный продукт от АО «ННК-Хабаровский НПЗ» нашим дорогам по качеству не подходит.
Сейчас многие водители автоцистерн в районе ХНПЗ занимают очередь с вечера и ночуют в машинах. А хабаровчане, желающие сократить путь по улице Металлистов, попадают в пробку.

Хабаровские автомобилисты встают в пробку по улице Металлистов
— Мы возим битум на космодром, — рассказывают водители-дальнобойщики. — И такая «петрушка» — каждый год, почему-то непременно осенью. Сейчас завод уже неделю лихорадит. Каждый день по нескольку часов здесь простаиваешь.
Водитель Владимир Старчак за сутки успевает сделать всего два рейса — доставить груз в Хабаровский аэропорт и в село Благодатное.
— Уже было такое, жили здесь две недели. Ну как, стояли, машины здесь оставляли, мы-то местные, из города, а люди вон из Ситы приезжают, с Амурской области, они здесь и ночевали, — рассказал Владимир. — Меня со всех сторон трясут. Вчера, например, я домой приехал в полночь.

Владимир Старчак, водитель-дальнобойщик
На заводе общаться с прессой отказываются, но в частной беседе за периметром предприятия говорят — мол, никакой проблемы с битумом нет, завод выпускает материал в достаточном количестве. А что до очередей — так это сами водители виноваты, простаивают те, кто не сделал необходимые документы – накладные, маршрутные листы.
Несведущим стоит пояснить, что Хабаровский нефтеперерабатывающий завод специализируется на изготовлении бензина. Производство битума – не основное, а побочное. И материал зачастую не соответствует стандартам качества. Время от времени собственная лаборатория ХНПЗ отправляет продукт на доработку.
И что делать хабаровским муниципальным предприятиям, занимающимся строительством и ремонтом дорог, чтобы выполнить контракты в срок? Приходится закупать подходящий битум аж в Сибири!
— Да, сегодня его возят из Омска, по качеству дорог такого типа он лучше получается. Если мы не решим здесь вопрос по приготовлению битума такого качества, как в Омске, будем так и возить, никуда не денемся, — прокомментировал проблемы с нехваткой битума в краевой столице губернатор Вячеслав Шпорт.
Что ж, на качество битума жалуются во многих российских регионах, и уже давно. Но, казалось, что для дальневосточников эта дорожная проблема в ближайшем будущем все же будет решена. Так, в феврале 2015 года пресс-служба Минвостокразвития известила: сингапурская дочка известной международной компании Bitumina станет первым иностранным инвестором ТОР «Хабаровск», где построит завод современных битумных материалов.
Сообщалось, что инвестиции в проект составят 50 млн долларов, а продукция завода поступит как на внутренний рынок России, так и пойдет на экспорт в Китай, Японию, другие страны АТР.
Эти планы были конкретизированы той же осенью, когда на Восточном экономическом форуме руководитель АО «Независимая нефтяная компания» Эдуард Худайнатов и президент китайской Jaingsu Baoli г-н Чжоу Дехун подписали соглашение о строительстве битумного завода.
По информации китайского инвестора, проектная мощность хабаровского завода должна была составить 1 млн тонн битумов в год. В рамках проекта заявлялось о планах создания совместного предприятия, в котором 51% принадлежал бы ННК, 49% — Jaingsu Baoli. Поставщиком сырья предусматривался как раз наш ХНПЗ, входящий в ННК.
С той поры пролетело два года, о строительстве важнейшего для региона завода ни чиновники, ни инвесторы, увы, больше публично ничего не сообщают: что пошло не так с многомиллионным проектом — неизвестно.
Зато конкурирующая «газпромовская» структура в прошлом году договаривалась о поставках битума со своего завода в Рязани на Камчатку, а в этом году гордо оповестила о завершении очередного этапа реконструкции. С омского НПЗ на Дальний Восток, за четыре тысячи верст, готовы поставлять еще больше дефицитного здесь качественного битума.
А куда дальневосточникам деваться: чтобы солидные инвесторы пришли в тот же ТОР «Хабаровск», нужна развитая инфраструктура, в том числе как раз качественные дороги. Так что пока, видимо, дальневосточникам придется ждать в битумных очередях…
Мария Полякова, Семён Дубов
Фото: Дмитрий Волков