Если вам кажется, что фамильный герб – явление, присущее исключительно знатным людям и средневековым рыцарям, то наверняка удивитесь, узнав, что своя эмблема есть и у каждого нанайского рода. Когда и зачем нанайцы придумали эти символы, читайте в материале «ХабИнфо».
Нанайская геральдика!?
Об уважении нанайцев к предкам известно многое: помимо тотемных животных, шаманы обращаются и к духам прародителей, а самыми почитаемыми членами семьи считаются бабушки и дедушка. В прошлом каждый представитель общины должен был знать свою родословную до седьмого колена. Сейчас нанайцы не могут похвастаться знанием имен всех своих родственников, зато до современности дошло другое явление – родовые гербы. Ознакомиться с примерами таких эмблем и узнать что на них изображено, корреспондентам сайта habinfo.ru удалось на открытии фестиваля «Лики наследия», которое прошло 21 сентября в национальном селе Сикачи-Алян.
«Лики наследия» — ежегодный фестиваль коренных народов Хабаровского края. О том, как прошел конкурс-праздник в этом году, читайте на habinfo.ru.
На стенах главного и единственного поселкового музея развешаны полотна с эмблемами, пожалуй, всех нанайских семей. На каждом из них изображены растения, животные, стихии и места, с которыми ассоциирует себя тот или иной род.
Например, носители фамилии Бельды считают, что произошли от тигра, а на свое знамя поместили таежного пушного зверя и птиц на реке – традиционную добычу охотников. Дополнил герб – знак плодородия, который показывает, что земля, на которой проживает семья, богата.
Другой нанайский род – Одзял, родом из которого был герой книг Арсеньева Дерсу Узала, в качестве основных символов выбрал реку, на которой традиционно селились члены семьи, охотничьи угодья, места для рыбалки и утес Болан Очжал.
Примечательно, что нанайцы придумали себе гербы в далеком XVII веке, несмотря на то, что в те времена никто из них не был крупным землевладельцем, воином или властителем. Так для чего же все-таки была нужна вся эта символика?
Зачем нанайцы придумали себе гербы
Пролила свет на загадочное появление гербов у нанайцев жительница села Сикачи-Алян Виктория Донка. Оказывается, испокон веков семьи коренных народов ассоциировали себя с различными знаками, но потребность в знаменах возникла в тот момент, когда жителей Приамурья начали набирать в маньчжурские армии. Служба в армии в те времена была способом хорошо заработать, но и рисковал новоиспеченный воин немало: проигравших битву ждала смерть или жизнь в плену. На чужбине родовые гербы нанайцев помогали им находить родственников даже среди незнакомых людей.

Виктория Донка — жительница национального села Сикачи-Алян, Хабаровский край
— Считалось, что даже если двое встретились впервые, но у них одинаковый герб — помогать человеку нужно так, словно это близкий родственник. Благодаря этим символам нанайцы находили поддержку на чужбине, ведь даже в сложных ситуациях, понимание того, что рядом есть представитель твоего рода, позволяло успешнее справляться с трудностями, — объясняет Виктория Донка.
После присоединения Дальнего Востока к России, потребность в родовых гербах постепенно отпадала. Семейные эмблемы не принято помещать на одежду или вырезать на инструментах быта, но до сих пор каждая нанайская фамилия знает, что изображено на их знамени.
Примеры нанайских гербов:
Фото автора