«Высокая радость есть у Врубеля. Радость, близкая лишь сильнейшим. Середина никогда не примирится с его вещами. Середина долго дрожит после картин Врубеля». Н. Рерих

17 марта - день рождения автора «Демонов» и «Лебедей», иконописца и реставратора, художника театра и иллюстратора, керамиста и скульптора русского модерниста Михаила Александровича Врубеля. михаил врубель

Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске, в семье обрусевшего немца. Несмотря на частые переезды семьи, вызванные служебной необходимостью отца, (семья жила в Астрахани, Петербурге, Саратове, а также в Одессе), Миша легко и хорошо учился и окончил с золотой медалью Ришельевский лицей в Одессе. С раннего детства проявил интерес к рисованию и был отдан в художественную школу.

Врубель М.А. - Портрет Веры Мамонтовой

Задумчивый, несколько отрешенный и мечтательный, Михаил интересовался не только изобразительным искусством, но и театром, историей, естествоведением, знал несколько европейских языков. По настоянию отца после окончания лицея Врубель поступает на юридический факультет Петербургского университета, однако в виду отсутствия интереса к данному предмету не смог защитить диплом. И в 1880 году он поступает в Академию художеств в мастерскую П.П. Чистякова. По его же рекомендации Врубель едет в Киев для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. Из Киева Художник уезжает в путешествие по Италии, где более всего интересуется церковными витражами и мозаикой.

По возвращении в Москву Михаил Александрович знакомится со многими русскими художниками – Репиным, Айвазовским, Шишкиным и в это же время происходит его судьбоносная встреча с Саввой Мамонтовым. В коллекции Дальневосточного художественного музея находится рисунок М.А. Врубеля «Портрет Веры Мамонтовой». Вера Мамонтова, любимая дочка промышленника Саввы Ивановича Мамонтова – та самая, знаменитая «Девочка с персиками» с картины Валентина Серова. Но, кроме Серова, Веру Мамонтову писали и Виктор Васнецов, и Николай Кузнецов, и Михаил Врубель. Врубель, человек замкнутый, трудно сходящийся с людьми, высокомерный и периодически страдающий манией величия, тем не менее добродушно принимал данное ему Верой прозвище «Монелли» - «малыш, воробушек» (Wróbel по-польски — воробей). Вера Мамонтова, всеобщая любимица, «абрамцевская богиня» ушла из жизни в тридцать два года. После ее смерти вспомнят, что именно Веру рисовал Врубель в своей акварельной работе «Тамара в гробу». михаил врубель

Врубель М.А. - Тарелка декоративная

В дом Мамонтовых и особенно в их подмосковную усадьбу Абрамцево съезжались художники, скульпторы, литераторы, музыканты. «Самой лучшей на свете дачей» называл Абрамцево Илья Репин. Многие известные работы В. Серова, К. Коровина, В. Васнецова, И. Левитана, В. Поленова, М. Нестерова, М. Врубеля и многих других были созданы именно в Абрамцево. Помимо живописи гости и жители Абрамцево ставили спектакли с уникальными декорациями, а также занимались возрождением русских ремесел, выезжая в экспедиции, которые финансировал С. И. Мамонтов. Здесь же работало несколько мастерских – столярная, вышивальная, и гончарная. В конце 80-х годов в Абрамцеве была создана керамико-художественная мастерская, в которой занимались керамикой и майоликой. Многие мастера пробовали себя в этих видах декоративно-прикладного искусства, но наибольшего успеха достиг Михаил Врубель.

В коллекции нашего музея есть две тарелки, изготовленные Врубелем в Абрамцево. Поскольку изготовление керамики – это в первую очередь сложный технологический процесс, в Абрамцево был приглашен Петр Ваулин, технолог и художник, пытавшийся возродить русскую майолику. Вместе с Врубелем им удалось открыть давно забытый способ обжига, который использовали в мавританской Испании 15 века. Именно этот способ, придающий изделиям перламутровый блеск и превращающий обычную глину в оригинальный и удивительный материал, станет отличительной особенностью керамических изделий Врубеля. михаил врубель

Врубель М.А. - Тарелка декоративная

Большинство художников, собирающихся в Абрамцево, входили в Товарищество передвижных художественных выставок. Общеизвестно, что на рубеже веков было создано немало творческих групп, объединяющих художников «по интересам». В декабре 1901 года в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества было образовано выставочное общество «36», в которое вошли 36 художников, среди которых - М. Аладжалов, А. Архипов, А. Бенуа, Ап. и В. Васнецовы, С. Виноградов, М. Врубель, А. Головин, А. Голубкина, К. Коровин, Е. Лансере, С. Малютин, М. Нестеров, Л. Пастернак, А. Рябушкин, В. Серов и другие.

Журнал «Мир искусства» писал: «В Москве возникает новое Общество, имеющее целью устройство художественных выставок. В него входят передвижники, а также большинство участников выставок «Мир искусства». Состоялось две выставки, к которым Михаил Врубель сделал эскиз афиши с перечислением участников выставки — всего 36 человек. Афиши напечатали и расклеили по городу. Один из эскизов находится в собрании Дальневосточного художественного музея. После второй выставки объединение закончило свое самостоятельное существование, влившись вместе с «Миром искусства» в «Союз русских художников», куда вошел и Михаил Александрович Врубель, ставший основателем стиля «модерн» в русском искусстве.

Коновалова О.Г., зав. отделом ДВХМ

Главное фото: Врубель М.А. - Тарелка декоративная


  • «Портрет жениха» Сергея Грибкова в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен