Движение хабаровских трамваев по двум маршрутам снова сократили. По наблюдениям местных жителей, «двойки» и «шестерки», и так ходят очень редко, заставляя горожан пересаживаться на автобусы. А когда пассажиров мало, маршрут считается убыточным. Чем не повод его закрыть. Или трамваи вообще не нужны городу?
Трамвай признанный во всем мире, как самый экологичный и экономичный вид общественного транспорта, у нас почему-то так не считается. В Комсомольске, например, из-за прохудившегося полотна, решено вовсе отказаться от трамваев на неопределенный срок, а во Владивостоке власти решили, что трамваю не место в центре города и убрали рельсы. В Хабаровске вагончики пока бегают. Но, судя по последним вестям, больших ставок на электротранспорт у нас тоже не делают.
В связи с последними событиями у наших соседей по региону, мы решили разузнать, что будет с трамваями в Хабаровске и как живет отрасль сегодня. Но сделать это оказалось непросто. На наш прямой вопрос директор МУП «ГЭТ» Ольга Костинская даже отвечать не стала, передала через секретаря, что не уполномочена давать интервью, и посоветовала обратиться в управлении транспорта.
– Никакие маршруты закрывать мы не намерены. Но и покупать новые трамваи пока тоже не будем. Ведем закупки автобусов, – сухо ответила заместитель начальника транспортного ведомства Ольга Симакова.
А на наш вопрос о том, как чувствует отрасль себя сегодня, Ольга Симакова просто повесила трубку.
Тем, не менее, судьба хабаровских трамваев интересна нам и, вполне возможно, многим жителям города, поэтому мы направили в управление официальный запрос. На него, согласно закону о СМИ, чиновники обязаны ответить в течение семи дней. Подождем.
Хотели как лучше
Пока же хочется напомнить, что два года назад, когда в Хабаровске началась масштабная реформа общественного транспорта – на трамваи и троллейбусы городские власти делали большие ставки.
– Трамвай – один из немногих видов транспорта, которому не грозят пробки. Он экологичен, значит, в городе будет чище воздух, – говорил на одной из пресс-конференций начальник управления транспорта Сергей Суковатый. – Предстоит большая работа по реконструкции рельсового пути, возможно, оборудуем бесстыковой путь, тогда вагоны будет меньше трясти. Заодно и скорость движения повысится.
Специалисты ТОГУ, которые работали над новой моделью общественного транспорта, тоже пришли к выводу – если в краевой столице заменить трамвайное полотно на бесстыковой путь, а так же убрать многочисленные автомобильные переезды, то трамваи смогут развивать скорость до 80 километров в час и станут отличной альтернативой автобусам и даже личному транспорту.
– Трамвай в Хабаровске в основном имеет изолированное от основного транспортного потока полотно для движения, это избавляет его от пробок, — объясняет руководитель проекта Игорь Пугачев. — Однако сегодня трамваи не популярны у населения из-за частых поломок и низкой скорости движения, всего 12 км в час. Но если сделать бесстыковочный путь от «Химфармзавода» до ж/д вокзал и далее в северную часть города, то это позволит увеличить скорость и сделает его привлекательным для горожан.
На модернизацию путей в 2017 году было выделено 49 миллионов рублей. На эти деньги планировалось заменить участок длиной в 1,5 километра от ул. Индустриальной до Богачева. Всего же протяженность трамвайных рельс в краевом центре составляет почти 80 км. В последние годы 12 из них уже подверглись капитальному ремонту. По предварительным оценками на полное приведение трамвайного хозяйства в порядок, вместе с инфраструктурой, городу потребуется 450 миллионов рублей. Будет ли продолжена эта работа?
А также, чтобы привлечь пассажиров – потребуются новые вагоны. Те, что есть сейчас шумные и холодные. Последний раз новые трамваи в Хабаровск поступали в январе 2017 года. Тогда по муниципальной программе «Доступная среда» было закуплено три современных вагона, они обошлись бюджету в 72 миллиона рублей. С тех пор парк не обновлялся. Для сравнения с 2016 года в Хабаровске предприниматели и городская администрация закупили 400 новых автобусов.
«Двойки» и «шестерки»
Сегодня в краевом центре работает три трамвайных маршрута (когда-то их было семь). Более менее стабильно ходят «единица» и «пятерка». С остальными сложнее. Так, трамвай № 6, который ходит по маршруту Лазо — ж/д вокзал — центральный рынок — школа № 19 — Лазо, двигается с интервалом в 40-50 минут. Но, как рассказали нам в управлении транспорта, в дневные часы “шестерка” почти пустая, да и по вечерам вагоны заполнены меньше, чем на половину. Если трамвайный маршрут убрать, горожане не почувствуют дискомфорта, уверенны в ведомстве. Убирать пока не стали, ограничившись увеличением интервала движения.
Еще один трамвай с неясной судьбой — «двойка». Путь ее следования от остановки «Картонно-рубероидный завод до ж/д вокзал, это единственный транспорт для жителей поселка Гастелло, что расположен в микрорайоне «Пятая площадка». А то, что вагоны ходят полупустыми, сами жители объясняю тем, что нужный маршрут ходит очень редко, один рейс в час. С 18 октября будет ходить еще реже – раз в полтора часа! Понятно, почему местные выбирают автобус.
«Рогатые» маршруты
А вот на троллейбусы ученые ставку делать не хотят.
— Троллейбус, в том виде, в котором он сейчас функционирует в Хабаровске, неперспективен, — уверен профессор. — Пока он лишь затрудняет движение для основного потока транспорта.
Действительно, пока троллейбусы большим спросом у горожан не пользуются – часто ломаются, сходят с пути. Поэтому пассажиры голосовали рублем за автобусы. Для того, что бы троллейбусы все же приносили прибыль даже пришлось пожертвовать востребованным автобусом № 60, маршрут движения которого точно совпадал с троллейбусом «единица. И зимой того же года с формулировкой «дублирующий» управление транспорта закрыло этот маршрут. Троллейбусная «единица», пожалуй, единственный сохранившийся «рогатый» маршрут, оставшаяся «двойка» судя по расписанию ходить лишь по выходным до обеда. А ведь когда-то в краевом центре было 7 маршрутов троллейбусов. Они ходили до железнодорожного вокзала, в аэропорт, в район «Судоверфи», а также были планы пустить электротранспорт по Проспекту 60-летия Октября. Неужели все не востребованы?
Словом, странная ситуация образовалась в краевом центре: управление транспорта заявляет о «недогруженности», сокращая маршруты и количество машин, а пассажиры жалуются на нехватку общественного транспорта. При этом из семи существовавших ранее трамвайных маршрутов осталось четыре, а вместо пяти троллейбусных направлений работает по большому счету один. Что ждет отрасль дальше? Неужели она бесперспективна и хабаровский трамвай ждет участь комсомольского?
Фото автора